Инна Желанная - «Изворот» ***
2014, Kroogi.com
Инну Желанную любят слушать впечатлительные интроверты, ищущие в музыке острых ощущений, возможности пощекотать себе нервы и поводов для захватывающего путешествия в собственное бессознательное. Наилучшим образом для этой цели подходят концерты певицы, где люди, находящиеся с ней на одной волне, порою впадают в транс, а потом пишут восторженные отзывы о том, что мы, ни много ни мало, имеем дело с новым Гоголем, сочиняющим свои страшные повести.
Со студийными работами Желанной дело обстоит сложнее. Альбомы она записывает нерегулярно, студийные версии песен зачастую уступают по энергетике концертным вариантам, да и вообще говорить всерьез о CD в эпоху тотального кризиса звукозаписи как бы уже моветон. Тем не менее с «Изворотом» получилось красиво. На запись альбома Желанная собирала деньги с помощью краудфандинга, средств поступило больше, чем требовалось, поэтому музыканты сначала издали EP на виниле, а потом выпустили и полноформатный двухдисковый альбом. Из 20 планировавшихся к публикации песен в окончательный вариант «Изворота» попали 19: на финальной стадии подготовки альбома один трек показался Желанной сыроватым, и она его приберегла для следующего релиза.
Поглощать обе части залпом – серьезное испытание для ушей и психики. Желанной абсолютно чужды сусальные и лубочные мотивы, с которым у массового слушателя обычно ассоциируется русская этника. При этом и шаманских камланий с мистическими сюжетами певица также старается избегать. Во время первого знакомства с «Изворотом» в глаза бросается предельная обытовленность описываемых событий. Юноша, которого забривают в солдаты («Павлин»), внезапно нагрянувшие гости («Понаехали»), сельский мезальянс («Старый муж») – все это до боли знакомые картины, которые не нуждаются в дополнительных комментариях.
Перед описываемыми событиями Желанная испытывает настоящий экзистенциальный ужас. Музыкальный ряд большинства композиций альбома напоминает саундтрек к добротному триллеру. В итоге «Недоносок» со звучащими, как приговор, строчками «на Петровкt ты родился – нигде не пригодился» прошибает так, что Стивен Кинг со своими безумными героями-лузерами нервно курит в сторонке, а история о вечно устающей жнице «Ветерок», возможно, кого-то заставит перечитывать самые душераздирающие произведения Некрасова о «доле народной». Наотмашь бьет и хлесткая рифма в «Чумаче»: «Чумаче, чумаче – життя твое собаче».
На этом фоне нейтральное, казалось бы, название «Изворот» приобретает зловещий оттенок. В трактовке Желанной оно означает все лишь выход за ворота дома, но именно это путешествие во враждебный мир чаще всего оказывается для героини роковым. Однако не надо забывать, что «изворот» - это еще и ловкий трюк или неожиданный поворот сюжета. Желанная тоже использует эти смыслы на полную катушку, виртуозно играя на контрастах. Например, историческая песня о нашествии золотоордынцев «Татары» закономерным образом начинается с горлового пения, но заканчивается безмятежными саксофонными соло в духе Кэнди Далфер. Без таких оазисов одолеть в один присест двухчасовую эпопею Желанной было бы совершенно невозможно.
Денис Ступников, InterMedia