«Невероятное путешествие мистера Спивета»: Киндер-сюрприз от автора «Амели» ***

Пресс-показ семейного приключенческого фильма «Невероятное путешествие мистера Спивета» (Lextravagant voyage du jeune et prodigieux T.S. Spivet, Франция, Австралия, Канада, 2013, режиссер Жан-Пьер Жене, в ролях – Кайл Кэтлетт, Хелена Бонем Картер, Джуди Дэвис, Каллум Кит Ренни, Нив Уилсон, Джейкоб Дэвис, Рик Мерсер, Доминик Пинон) состоялся 22 октября 2014 года в кинотеатре «Формула Кино Горизонт».

Десятилетний вундеркинд Т. С. Спивет (Кайл Кэтлетт) живет с родителями на ранчо в Монтане. Семейка у него не то чтобы самая обычная – роль матери досталась Хелене Бонем Картер, а ковбой-отец (Каллум Кит Ренни) скорбит по погибшему при таинственных обстоятельствах брату главного героя. В общем, на юного ученого почти никто не обращает внимание, и это продолжается до тех пор, пока его изобретение – почти что вечный двигатель – не вызывает интерес Смитсоновского института в Вашингтоне. Мистера Спивета, не зная о его возрасте, выдвигают на престижную премию. Мальчику приходится сбежать из дома и преодолеть довольно большое расстояние, чтобы забрать престижную награду и заодно выступить с докладом.

Жан-Пьер Жене, большинству зрителей известный как создатель карамельно-приторной, на грани китча «Амели» (и меньшинству киноманов – как соавтор превосходных сюрреалистических комедий «Деликатесы» и «Город потерянных детей»), в «Мистере Спивете» продолжает на радость публике демонстрировать свою светлую сторону. Черный юмор, гротеск, сюрреализм, шок и провокации ранних работ, судя по всему, уже в прошлом, поэтому «Мистер Спивет» - уже совсем семейное кино, без  фиг в кармене. В наличии фирменная картинка от Жене и сочетание драм - взросления, отцов и детей - на фоне превосходного роуд-муви по киногеничному американскому Западу.

Кино, вышедшее за рубежом в прошлом году, было неоднозначно встречено критиками. Некоторых вывела из себя чрезмерная умильность и сентиментальность, некоторые не смогли простить и принять переход Жене от «андерграундных» «Деликатесов» к «попсовой» «Амели», другие ополчились на режиссера за чрезмерную «открыточность». Порой с критиками можно согласиться – в своем «магическом реализме» Жене на этот раз переборщил с волшебством, и его эксцентричные персонажи лишились глубины и психологической достоверности. С другой стороны, искренняя привязанность режиссера к главному герою – мальчику, который чувствует себя чужаком в своей собственной семье – не подлежит сомнению, а эмоциональность картины подкупает как циников, так и обычных зрителей.

Резюме: самый цельный и убедительный фильм режиссера за последние 13 лет (то есть, фактически, лучший фильм после «Амели»). Удачная экранизация бестселлера Рейфа Ларсена, выполненная в фирменном стиле постановщика, подходит для семейного просмотра, оставляет на редкость приятное впечатление. Не рекомендуется – синефилам, чающим надежду на возвращение Жана-Пьера Жене к истокам.

Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости