«День дурака»: К нам едет ревизор! ****
Комедия «День дурака» выйдет в широкий прокат 13 ноября 2014 года. Режиссер: Александр Баранов. Актеры: Александр Лыков, Алексей Весёлкин, Александр Воробьев и другие.
Давно известно, что в Москве все привыкли жить в долг. Вот и лимитчик Ванька (Алексей Весёлкин-младший) вынужден набирать кредиты, подрабатывать швейцаром в одном из лучших столичных отелей, ночевать у себя в машине и тихо ненавидеть свиноподобных постояльцев. Однажды парня берет в оборот хваткий коллектор Сергей Сергеевич (Александр Лыков), рассчитывающий выбить из несчастного все долги в рекордно короткие сроки.
Желая отсрочить неминуемую экзекуцию, Ванька выдумывает историю с провинциальным папой-фермером, который способен решить все проблемы. В поисках влиятельного мифического родственника странная парочка отправляется на машине должника в старинный захудалый городишко Верхний Сапожок, где царят крепостнические нравы и пышно цветет коррупция. На въезде в город путешественники попадают в ДТП, которое волшебным образом меняет их участь. Теперь проворовавшийся мэр Верхнего Сапожка Махов (Александр Воробьев) принимает их за глубоко законспирированных сотрудников следственного комитета, способных навести среди местных чинуш шороху. Из желания выкрутиться любыми путями городской глава затевает лицемерный спектакль, ключевой фигурой в котором может стать его собственная дочка на выданье Маша (Антонина Дивина).
«День дурака» - очередная «игра в классики» в современных декорациях. На этот раз вольной интерпретации подвергся гоголевский «Ревизор». Как водится, создатели фильма совсем уж далеко ушли от первоисточника, оставив от него в картине лишь самую общую фабулу, постоянный голод главного героя, ощущение разворошенного чиновничьего улья и уморительную речь «ревизора» о трогательных встречах с «самым вежливым человеком в России».
Нехитрая мораль о том, что за истекшие 200 лет в России-матушке ничего не изменилось, роднит «День дурака» с недавним «Дубровским». В частности, Маша в обеих лентах – это фактически одна и та же героиня: умная, язвительная, не чуждая сострадания, томящаяся в «золотой клетке», мечтающая вырваться наружу любой ценой, но имеющая при этом несколько старомодные представления о браке.
Тем разительнее отличия между фильмами. Компания Тимура Бекмамбетова Bazelevs, занимавшаяся «Днем дурака», не стала допускать откровенных анахронизмов и «плача Ярославны» о том, что «было плохо, станет еще хуже». Ощущение застывшего времени передано в фильме тонко, изящно и без излишнего драматизма (например, сильные мира сего дефилируют в кадре в гламурных олимпийках с символикой «Сочи 2014», тогда как городской бомж появляется в заношенном свитере с пятью олимпийскими кольцами). События развиваются динамично и увлекательно. Откровенно проседающих участков, пожалуй, и не найти. Тягостное впечатление от неминуемо засасывающего чужаков провинциального болота скрашивается отжигом Алексея Веселкина-младшего и остроумными афоризмами в духе: «в России ты либо «за», либо начнут копать, откуда у тебя бабосы».
В отличие от современного благородного разбойника Владимира Дубровского, неприкаянный раздолбай Ванька не так уж беспомощен в своих чаяниях. Он даже надеется послужить на благо России, правда, что из этого выйдет, все-таки вопрос открытый. И это несмотря на то, что «День дурака» снимался под патронажем Следственного комитета РФ, о чем гордо сигнализируют начальные титры. Даже участие в фильме главы пресс-службы СК РФ Владимира Маркина не придает комедии неуместной официозности, ведь его персонаж имеет сомнительную репутацию. Радует также и то, что политкорректный Бекмамбетов на сей раз удержался от плоских образов «сознательных» гастарбайтеров, натужно транслирующих мысль о необходимости дружбы народов.
«День дурака» сделан с любовью, в чем зритель убеждается с самых первых кадров, где имена создателей фильма стилизованы под странички "ВКонтакте", заодно содержащие краткие характеристики главных действующих лиц. Начавшись как ураганное роуд-муви, фильм плавно перетекает в комедию положений, где радость узнавания идет рука под руку с бессильной насмешкой над извечными российскими порядками.
Денис Ступников, InterMedia