«Новая подружка»: Кончита Вурст отдыхает ***
Психологическая драма «Новая подружка» выходит в широкий прокат 13 ноября 2014 года. Режиссер: Франсуа Озон. Актеры: Ромен Дюрис, Анаис Демустье, Рафаэль Персонас и другие.
Красавица Лори умирает от неизлечимого заболевания. Ее наряжают и кладут в ослепительно белый гроб. Скорбит вдовец Дэвид, рыдает мать, надрывается новорожденная кроха. Но безутешнее всех школьная подруга Лори, Клэр. В свое время девушки поклялись на крови в вечной дружбе, и теперь Клэр дает обет перед алтарем храма, где проходило отпевание, что не оставит Дэвида и осиротевшую дочурку подруги.
Казалось бы, повседневные заботы должны были накрыть героиню с головой и отвлечь от горя, однако тут на Клэр навалилась новая проблема: оказывается, Дэвид любит тайно переодеваться в женщину. Пока жена была жива, он еще как-то мог себя сдерживать, но теперь извращенная привычка проявилась во всей красе. Постепенно вдовец начинает втягивать в орбиту своих воспаленных фантазий и саму Клэр, не давая ей толком опомниться от череды потрясений. Его игра становится все более неоднозначной и где-то даже опасной.
Будучи геем, Франсуа Озон задумал свой фильм как некий манифест, посвященный гомосексуальным бракам. Режиссера поразила та агрессия, с которой общество восприняло идею однополых союзов. Противопоставить этому «негативу» он решил что-то светлое, нежное, безобидное и парадоксальное.
В качестве ролевых моделей для своей очередной картины режиссер выбрал «В джазе только девушки» и «Тутси». Так же, как и в этих классических лентах, перевоплощение героя в женщину происходит поэтапно, мучительно и не без комических подробностей. Но есть и принципиальная разница. Если в фильмах, на которые Франсуа Озон ориентировался, герой «становится женщиной» вынужденно, то в «Новой подружке» он принимает эти изменения добровольно, только создавая всем дополнительные проблемы и неудобства.
Постановщик полагает, что мотивировка для происходящих с Дэвидом изменений более чем благородна: таким образом герой пытается пережить горе. Но прятать скелетов в шкафу и выставлять их напоказ, заявляя с гордым видом, что так и должно быть – две большие разницы. В фильме все-таки происходит второе. Персонажи настолько зациклены на себе и на своем горе, что даже самые болезненные свои реакции готовы лелеять и выдавать чуть ли не за пример для подражания.
«Новая подружка» - это апофеоз женского начала. Все мужские персонажи в фильме пассивны и бессильны. Женщина доминирует над ними на всех уровнях, что особенно наглядно прослеживается, например, в постельных сценах между Клэр и ее мужем Жилем или же эпизоде с игрой в теннис. Такое впечатление, что постановщик панически боится мужской активной жизненной позиции, старательно выстраивая вокруг себя и зрителей прочный бастион из женских страхов, комплексов и девиаций.
О том, насколько нездоровая обстановка царила на площадке, красноречиво свидетельствует хотя бы такой эпизод. Озону досталась в картине эпизодическая роль извращенца, пристающего в кинотеатре к Дэвиду. По словам режиссера, пробовались на эту роль многие, но лишь он сам правдоподобно домогался героя Ромена Дюриса, что и предрешило исход кастинга.
Извращение возводится режиссером в норму. Истоки происходящего с Клэр следует искать в том, что она с самого детства, по сути, находилась в тени своей более заметной и удачливой подруги. Лора всегда делала выбор сама, а Клэр как бы подбирала крохи с барского стола. Отсюда – и нелюбимый муж, и подсознательное желание заполучить Дэвида любыми путями, и, вероятно, тщательно скрываемое даже от себя самой патологическое сексуальное влечение к Лоре. Такова нелицеприятная подоплека предложенных нам событий. Зубоскалить, восторгаться и радостно поминать Кончиту Вурст здесь не получится при всем желании.
Денис Ступников, InterMedia