Erasure - «The Violet Flame» ***
2014, «Союз Мьюзик» по лицензии Mute Artist Limited
Когда Винс Кларк ушёл из Depeche Mode, оставшиеся впали в ступор, поскольку всерьёз думали, что без своего композитора не смогут сами сочинить уже ничего. Но потом как-то изыскали внутренние резервы, научились писать мощные песни и стали иконами синтипопа, отнюдь не ограничиваясь танцевальной ипостасью. Ушедший Кларк в своём новом проекте Erasure, напротив, сосредоточился на дэнс-развлекательном жанре, хотя и в рамках всё того же синтипопа. В отличие от «депешей», «ирейжеры» законодателями мод так никогда и не стали, хотя некоторые тренды в своё время уловили великолепно: достаточно вспомнить их цикл ремейков ABBA, возбудивший новый всплеск интереса к шведскому квартету, или по сей день главный хит Erasure «I Love To Hate You», замечательно иллюстрировавший тогдашнюю моду на сексуальную раскрепощённость в клипах, больше напоминавших репортажи с гей-парадов.
С тех пор особых прорывов у дуэта Винса Кларка и Энди Белла не было, хотя диски они выпускают регулярно и в старческий маразм пока не впали. От группы, которая в следующем году отметит 30-летие, мало кто ждёт гениальных озарений - скорее уж можно дождаться унылого самоцитирования. Но и их пока нет, а верность жанру признаками самоповторов прошу не считать. Новый альбом «The Violet Flame» встречает поклонников узнаваемым звучанием (фанатские паблики «ВКонтакте» уже разразились восторженными отзывами), а также парой-тройкой вполне кондиционных свежих хитов. Если первый трек «Dead of Night» выполняет скорее разогревающую роль, то уже следующий - «Elevation» - определённо займёт своё место в будущих сборниках лучших песен группы. Кстати, эту песню несложно представить и на радиостанциях, специализирующихся на ретро-музыке: уж больно здорово Винс и Энди имитируют звук 80-х - кажется, что произведение прилетело прямиком оттуда. В современные чарты ему вписаться будет сложнее, но это вообще не проблема: людей с таким опытом и такой фанатской базой проблемы современности вообще волновать не должны.
Неплохи треки «Reason», «Under the Wave» и «Sacred», выполненные в стиле «нежные, но ритмичные 80-е», и «Promises», под который так тянет танцевать. Можно, конечно, придраться к некоторой законсервированности дуэта во временах своей молодости, но по-человечески их можно понять: эксперименты ещё неизвестно куда приведут, а тут всё просто и знакомо, да к тому же и народу нравится. «Be the One» и «Smoke and Mirrors» напоминают о «депешмодовском» периоде карьеры Винса Кларка, а заодно и о том, что он всегда предпочитал танцевальные ритмы загрузочным мирам Дэвида Гэхена и Мартина Гора. «Paradise» - ещё один полновесный хит, выглядящий так солидно, будто лет двадцать пролежал в тайных закромах (завалился между сусеками). Завершающая «Stayed a Little Late Tonight» удачно подытоживает альбом в том смысле, что слушатель как раз к десятому треку начинает задумываться о том, нет ли у Erasure каких-нибудь не столь предсказуемых произведений. Ещё три-четыре песни в таком же духе - и пластинка начала бы казаться затянутой и однообразной. Но до этого не дошло, потому что десятый трек является последним: умение закончить диск раньше, чем он надоест - несомненная добродетель для группы, готовящейся отпраздновать юбилей.
Алексей Мажаев, InterMedia