«Сурганова и оркестр» - «Игра в классики» ***
2014, «Студия Союз»
12 лет назад альбом под точно таким же названием выпускала Алёна Свиридова. Их с Сургановой никогда не упоминали через запятую, что, кстати, зря. По крайней мере девушек роднил их музыкальный жанр, не относящийся ни к року, ни к попу. А теперь ещё и одноимённые пластинки. Алёна, правда, в своей «Игре в классики» перепела большей частью чужую разножанровую классику, а у Светланы оказалась иная концепция: ее новые песни были сыграны и записаны в оркестровых аранжировках с преобладанием скрипки и струнных. Помимо этого, бас-гитара была заменена на контрабас, клавишные - на рояль, барабаны - на перкуссию. «Наконец приставка «Оркестр» превращается в настоящий оркестр!» - гордилась заранее г-жа Сурганова.
Этот энтузиазм передался и остальным оркестрантам, и вся группа постаралась вовлечь в процесс и покупателей диска. 22 песни на альбоме разделены на пять неравных «глав»: «Городская сюита», «Кантата ухода и прихода», «Ода узнаванию», «Симфония небесного и земного» и «Соната тотального жизнеутверждения». «Внимательный слушатель найдёт здесь много отсылок и аллюзий, которые можно расшифровывать и читать как анаграммы или шарады», - сообщается в буклете.
Пока внимательный слушатель этим занимается, мы побудем в амплуа слушателя невнимательного, но придирчивого. Нужно сказать, что смена инструментария не сильно отразилась на общей концепции звучания «Сургановой и оркестра». Струнные от «Клевер-квартета», конечно, получили здесь более продолжительные сольные партии, а некоторыми инструментальными фрагментами можно озвучивать тревожные моменты в кинокартинах, но в целом принципиального отличия нет. Возможно, поэтому - чтобы не спрашивали, в чём разница, - Светлана не стала записывать в «классических» аранжировках свои прежние хиты, а обработала в таком духе новые песни, которые пока мало кто слышал. Среди этих новинок как-то не оказалось потенциально острохитовых вещей, и таким образом они оказались подходящим материалом для аранжировочных экспериментов. «Обычный» номерной альбом из этих песен смотрелся бы бледновато, а концептуальный - вполне нарядно.
Ну а теперь придирки можно оставить и констатировать, что «Сурганова и оркестр» всё сделали правильно. Слушатель, настроенный на «классичные» аранжировки, легко подготовит себя и к предлагаемому репертуару. В рамках оркестрового звучания Светлана позволяет себе всё, что душе угодно. Да, радиохитов, помимо, может быть, иронично-рок-н-ролльного «Когда устанешь», нет, но стилистического разнообразия в «Игре в классики» хватает. «Пришли чужие» - еврофолк, напоминающий «Мельницу», «Сказка» - романс, «Прогулка бездельника» - эффектный инструментальный номер, «Назло угрюмым» - просто красивая песня. В «Я вновь ухожу» Сурганова отдаёт должное интеллигентной советской эстраде, а «Ангел, ангел» - произведение для ретро-мюзикла или кабаре. Большинство ярких треков сгруппированы в середине диска, а разделы «Городская сюита» и «Соната тотального жизнеутверждения» получились грустно-элегичными.
Алексей Мажаев, InterMedia