Pink Floyd - «The Endless River» ****
2014, Parlophone UK
Прямо в день официального релиза альбома 10 ноября 2014 года на Pink Floyd накинулись критики и растерзали ветеранов. Получилось что-то из серии «умом-то мы понимаем, но поделать со своими злыми языками ничего не можем». Группа ведь не обещала ни новой «Стены», ни «Обратной стороны Луны», и сразу было объявлено что под «новым альбомом Pink Floyd» скрывается фактически сборник ауттейков и набросков, оставшихся после выпуска пластинки «The Division Bell» 20-летней давности. Сама группа к рекламной кампании «Бесконечной реки» приняла по возможности минимальное участие. Издатели, конечно, постарались создать шумиху - но им это удалось только потому, что ветераны меломании включили режим завышенных ожиданий. Их и в пресс-релизах, и после пресс-прослушиваний предупреждали, что альбом на 90% инструментальный и что кроме традиционного звука постуотерсовского Pink Floyd пластинка не обещает, в общем-то, ничего. Но какая-то вера в чудо почему-то продолжала теплиться. И получив наконец диск в своё распоряжение, слушатели убедились в том, что их не обманывали: это действительно очень традиционный, но при этом настоящий Pink Floyd, действительно почти инструментальный и идущий от саунда, а не от песен. Почему это вызвало такую досаду на старичков, объяснить не сложно: не на себя же, вообразивших невесть что, сердиться.
Вспоминаются, кстати, ощущения от «The Division Bell» 1994 года: первые минуты был полнейший восторг от того, что звучит НОВЫЙ АЛЬБОМ PINK FLOYD! Где-то к третьему треку это чувство сменилось смутным вопросом: ну и что? Ну новый, но ведь никогда он не станет таким же любимым, как заслушанный до дыр «Wish You Were Here», хотя и демонстрирует все признаки саунда Pink Floyd. Перед прослушиванием «The Endless River» у человека, что-то прочитавшего про этот альбом, никаких неадекватных ожиданий не должно было возникать. Ведь, если говорить по совести, то у новой пластинки любой старой группы очень мало шансов удовлетворить слушателей. От старой группы мы ждём, чтобы она пела свои старые шедевры - а тут какие-то новые звуки, притом явно не особо шедевральные. А когда старая группа из года в год воспроизводит свои старые шедевры, мы ворчим, что деды исписались и потеряли интерес к жизни и новой музыке. Впечатлительные деды в ответ на это порой выдают новый репертуар, чтобы получить новую порцию обвинений типа «пели бы свои хиты и не пытались бы молодиться». То есть у Pink Floyd с «The Endless River» уязвимость для критики получается тотальная: «на фига выпускать новый материал? ах, он не новый? денег захотели подработать? да у них после Уотерса (Барретта) вообще ничего приличного не получалось».
Здесь мы оставим в покое с удовольствием разочаровавшихся критиков и вставим свои пять копеек. «The Endless River» обязателен для прослушивания - возможно, неоднократного - всем, кто интересуется историей рок-музыки второй половины ХХ века. Космические клавишные от покойного Рика Райта, психоделические барабаны Ника Мейсона создают музыкальное полотно должной помпезности, а вокал Дэвида Гилмора выглядит редким и необязательным приложением. Несколько пьес вполне сравнимы с классикой Pink Floyd, и временами безуспешно ждёшь, что зазвучит знакомая вокальная партия, ну а саунд величествен с первого до последнего звука. Для тех, у кого нет времени глубоко погружаться в «Бесконечную реку», на Google Play есть возможность прослушать превью: величия столько же, а общий хронометраж существенно меньше.
Алексей Мажаев, InterMedia