«Унесённые ветки» - «Летят!» ***
2014, «Отделение Выход»
Если бы «Унесённые ветки» играли стилизации под коммерческий джаз и советскую эстраду, у них было бы много корпоративов. Но лидер проекта Сергей Кондратьев этого делать не желает. Однажды он наиграл на балалайке «Владимирский централ» и до сих пор стыдится, что запись попала в YouTube. Больше он подобных проколов не допускает. Основные деньги, как рассказал Сергей в интервью «Волне», он зарабатывает, сотрудничая в качестве сессионного музыканта со всякими звёздами, поэтому может позволить себе роскошь в рамках «Унесённых веток» ни под кого не подстраиваться.
«Унесённые» существуют больше десяти лет, за это время выпустили не менее семи альбомов, которые мало кто слышал. Пластинку «Летят!», вероятно, послушает больше народу, чем все предыдущие диски, вместе взятые, хотя надо готовиться к весьма неожиданному явлению. Музыка «Унесённых веток» практически в равных долях составлена из традиционного джаза и инди-попа. Но это не поп-хиты в джазовых обработках, как можно было подумать, заранее набирая телефонный номер, чтобы сделать заказ на корпоратив для компании. Суть в том, что у Кондратьева и Ко эти ингредиенты перемешиваются крайне неохотно, а о растворении друг в друге и вовсе речи нет. Едва в альбоме появляется намёк на всеформатный потенциальный хит, как «природа музыканта берёт своё» и возникают продолжительные инструментальные импровизации джазового толка. Проблема - не группы, а её восприятия со стороны - состоит в том, что 95% слушателей не понимают как к этому относиться. Вы тут джаз мне показываете? - думает потребитель. Тогда я сяду в красивом пиджаке и буду потряхивать головой, изображая, как мне это нравится. Или вы позитивные поп-рок-шлягеры сочиняете? Тогда к чему эти джазовые квадраты, а главное, на фига я вырядился в красивый пиджак? Этот коктейль никто не торопится смешивать и взбалтывать, ну и 11-минутные песни, на которые горазды «Унесённые ветки», сами отказывают себе в потенциальной радиосудьбе.
Я вхожу в эти 95%, поэтому мне всё время хочется отделить составляющие друг от друга и как-то самому разобраться, когда умиротворяться под фоновые инструменталы, а когда подпевать хорошей песне. Таковая обнаруживается уже в треке под номером 2. Несмотря на провокационное по нынешним временам название «Кримська», это очень интеллигентная песня, вобравшая в себе лучшее из русского рока, бардовской песни и советской эстрады, причём всё это ещё и приправлено джазовой аранжировкой. Композиция звучит меньше пяти минут, так что если убрать из середины соло, просто обязана стать радиошлягером. Но ведь Кондратьев не захочет ничего убирать, вот в чём штука. Заглавная песня уже не столь универсальна, это нечто задумчиво-романтичное под духовые. В той же мечтательной манере выполнена «Может, примет вода»; на последней минуте там несколько раз произносится слово «жопа», причём Сергей делает это так благородно, что не все и заметят. А «Белая песня» с её ломаными размерами неподготовленного слушателя скорее отпугнёт. Хотя пугаться там особо нечему: надо просто знать, что в конце диска сгруппированы сугубо джазовые треки, за исключением медлительного мюзиклового номера «Waltz for S.».
Алексей Мажаев, InterMedia