«Бердмэн»: Удивительный соблазн заблуждения ***
Пресс-показ черной комедии «Бердмэн» (Birdman, США, 2014, режиссер – Алехандро Гонсалес Иньярриту, в ролях – Майкл Китон, Зак Галифианакис, Эдвард Нортон, Андреа Райзборо, Эми Райан, Эмма Стоун, Наоми Уоттс) состоялся в кинотеатре «Формула Кино Сити» 11 ноября 2014 года.
Ригган Томсон (Майкл Китон), некогда прославившийся ролью супергероя Бердмэна, но уже благополучно забытый поклонниками, пытается вернуть былую славу и одновременно с этим потакает собственным амбициям. Он переключил внимание с «бездушных» голливудских блокбастеров на театр, где ставит пронзительную и тонкую пьесу по рассказу Рэймонда Карвера о семейных отношениях. Там же герой исполняет главную роль. Однако пернатый демон прошлого не оставляет Риггана, а новая звезда (Эдвард Нортон) ведет себя из рук вон. На это накладываются проблемы с бывшей женой и дочерью, только-только излечившейся от наркозависимости. Тем не менее, цель жизни Риггана остается прежней: пьеса и положительные отзывы критиков.
Когда в интернете появился первый трейлер к «Бердмэну» (и выдающиеся постеры к нему), киноманы ахнули и записали картину Иньярриту в список наиболее ожидаемых премьер. Ожидания подогревались синопсисом: театральное закулисье почти как в «Нью-Йорке, Нью-Йорке», наезды на критиков и звезд Голливуда, смелые метафоры и черные шутки, не самые последние актеры… А самое главное – тот момент, когда малобюджетная интеллектуальная драма внезапно превращается в пресловутый супергеройский блокбастер с его пыщ-пыщ и пиу-пиу.
Виноваты ли в этом завышенные ожидания? Кто знает, но «Бердмэн, или Удивительный соблазн заблуждения» (таково оригинальное название фильма) скорее разочаровал. Вопросы к Иньярриту, в основном, сводящиеся к аббревиатуре «WTF?!», появляются с первого же кадра, когда Майкл Китон в одних трусах левитирует по гримерке в лучах солнечного света. Очевидно, сценарист наделяет главного героя некоторыми сверхъестественными способностями (левитация, телекинез), но с какой целью? Просто чтобы показать живописное разрушение этой самой гримерки?
Во-вторых, мы бы прекрасно обошлись без появления Китона (два раза) и Нортона в нижнем белье. Если режиссер планировал достичь комического эффекта, показав немолодого мужчину в трусах, то он достиг обратного – чувства неловкости. Да и Нортон уже далек от формы, которую он демонстрировал, к примеру, в «Американской истории Икс», зато у него осталась эрекция, за которую, простите, как за спасительную палочку ухватился режиссер. Театральные нравы ни для кого не секрет, так зачем же так навязчиво демонстрировать эту сторону? Видимо, именно этой, простите два раза, жирной черты не хватало для завершенности психологического облика персонажа.
Вообще «Бердмэн» раздражает, с одной стороны, своей прямолинейностью, с другой – запутанными метафорами. Режиссер, как и в «21 грамме», и в «Вавилоне», поднимает глобальные вопросы и дает на них самые банальные ответы, изредка перемежая это всполохами юмора. В результате вместо остроумной черной комедии о злом альтер-эго опустившегося актера зритель получает чрезмерно затянутую (но наводящую на размышления) драму о театральных нравах и плоскую сатиру на «голливудскую жвачку», которой противостоит Настоящее Искусство.
Актерские работы отличны. Здесь, что удивительно, приятно смотреть даже на похудевшего Зака Галифианакиса. Что уж говорить о бывшей звезде – оцените иронию! – «Бэтмена» и Эдварде Нортоне.
Еще стоит обратить внимание на операторскую работу прославленного Эммануэля Любецки, который сумел воссоздать на экране довольно интригующую и вызывающую легкую клаустрофобию атмосферу театрального закулисья. Его манера здесь отсылает к «подглядывающей», «интимной» камере братьев Дарденн: оператор постоянно следует по пятам за главным героем, показывая его сзади и сбоку.
Впрочем, «Бердмэн» - тот случай, когда поклонники «интеллектуального кино» пойдут на новую работу Иньярриту, а остальные поддадутся на промо. Удивительный соблазн заблуждения, не так ли?
Денис Шлянцев, InterMedia