У Михаила Борзыкина остались мирные ощущения от Киева
Пресс-конференция Михаила Борзыкина, посвященная выходу альбома группы «Телевизор» «Отчуждение», состоялась в клубе «Б-2» 20 ноября 2014 года.
Несмотря на то, что пластинка была записана еще в 1989 году, в оригинальном виде она увидела свет только сейчас, потому что фонограмма хранилась у Александра Шульгина. На протяжении последних 10-15 лет и сам Борзыкин, и его представители вели с Шульгиным телефонные переговоры о передаче записи, но неизменно натыкались на отказ. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь тогда, когда с продюсером связались представители издательства «Геометрия». На пресс-конференции Борзыкин восхищался дипломатическими способностями директора «Геометрии» Павла Кострикина и высказал предположение, что он «тайно обучался психологии».
Альбом «Отчуждение» записывался в студии московского кардиоцентра. Борзыкин предположил, что в советские времена медицина столь щедро квотировалась, что выделенных государством на строительство клиники денег хватило и на студию, оснащенную по последнему слову техники. Бывший клавишник «Телевизора» Игорь Бабанов подсчитал, что за те 27 дней, пока шла работа над «Отчуждением», на оплату звукозаписи были потрачены деньги, эквивалентные стоимости двухкомнатной квартиры в Москве. К тому же музыканты жили в комфортабельной гостинице, хорошо питались, их всюду привозили и отвозили. Все это самым положительным образом сказалось на аранжировках альбома, для которых свойственно множество интересных эффектов.
В 2005 году, отчаявшись получить от Шульгина оригинал «Отчуждения», Борзыкин переписал и издал весь альбом заново. В этой версии музыкант предпочел не использовать ревербераторы, из-за чего запись получилось более «высушенной».
- Если первый вариант был арт-роково мягким, то этот получился электронно жестким, - подметил Борзыкин.
В версии 2005 года стало заметно меньше разнообразных «фишек». Например, в исходнике перед песней «Отчуждение» были записаны слова Михаила Горбачева «лед тронулся», произнесенные им во время визита в Германию и переведенные на немецкий язык. Фраза настолько впечатлила Борзыкина, что он потом часто повторял ее на концертах, не особо даже задумываясь о смысле.
После записи оригинальной версии «Отчуждения» группа «Телевизор» отправилась в длительные зарубежные гастроли. Увиденное за границей произвело неизгладимое впечатление на Борзыкина. У тамошних инди-музыкантов было больше возможностей для творчества, нежели в СССР. Они безбедно жили на пособие по безработице в комфортабельных усадьбах, выращивали во дворе коноплю и спокойно записывали новые песни. После возвращения из той поездки Борзыкин сознательно пошел вразрез с теми, коллегами, кто изо всех сил стремился «продать хиты на стадионах». В 1990-м «Телевизор» открыл свою студию на Фонтанке и укрылся от внешнего мира, не участвуя в громких акциях.
Кризис в современной российской музыке Михаил Борзыкин связывает с общей тенденцией к постоянному упрощению. Нелицеприятную роль в этом сыграл и пресловутый радиоформат, и отношение людей к музыке как к «товару широкого потребления». Кроме того, повсеместно расцветает клонирование, когда мы имеем дело с «пятой Земфирой», «седьмым «Мумий Троллем»» и т. п. Возродить музыку и высечь из новых творцов искру, по мнению Борзыкина можно, но для этого нужно либо отказаться от постоянного потребительства, либо, напротив, «наесться» так, чтобы все материальное опротивело.
Всплеск рок-н-ролльной активности Борзыкин наблюдал, например, на Украине во время Майдана. Недавно в Киеве был организован миротворческий концерт, в котором принимали участие группы «Коллежский асессор», «Лабиринт» и «Телевизор». Последних принимали великолепно: 18-летние девочки знали наизусть слова многих песен, а зрелые мужчины плакали под «Если телефон молчит». В целом, от Киева у Борзыкина остались мирные ощущения.
Пресс-конференция в «Б-2» состоялась накануне Дня Михаила, воспетого «Телевизором» в одноименной песне. Получив поздравления по поводу именин, Борзыкин рассказал, что эта композиция действительно писалась в православный праздник Архангела Михаила, когда выпал первый снег, ощущения от которого были вовсе не праздничными. Однако музыкант благодарен своему небесному покровителю за то, что он навеял ему идею неплохой песни.
Денис Ступников, InterMedia