Владимир Косма: «Жерар Депардье меня вдохновляет на другой тип музыкального цвета, чем живость и ирония Жан-Поля Бельмондо»
О ЛЮБВИ К ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЕ
— С детских лет я был воспитан на культе Парижа и на французской культуре. Мой отец Теодор окончил лицей и брал уроки музыки в Париже 1920–1930-х годах, где он жил с моей матерью, Каролой. Начало войны в 1940 году вынудило моих родителей вернуться в Румынию. Я с детства обожал французскую музыку: Куперена, Сен-Санса, Форе, Дебюсси и особенно Равеля.
О КИНО
— В молодости я не был заядлым любителем кино. К тому же фильмы, которые показывали в то время в Румынии, были большей частью пропагандистскими. Наверное, для меня всё началось в Париже на интенсивном курсе кинематографии и музыки к фильмам. Ну и, конечно, в маленьких залах Латинского квартала. У меня много композиторов, оказавших на меня огромное влияние. Это Морис Равель, Сергей Рахманинов, Генри Манчини, Джордж Гершвин, Эммануэль Шабрие, Чайковский.
ОБ ИНТЕРЕСЕ АКТЕРОВ К САУНДТРЕКАМ
— Чаще всего это дело продюсеров. Именно они в большей степени вовлечены в концепцию музыки к фильму, но бывают исключения. Луи де Фюнес попросил меня заранее предоставить музыкальную тему к фильму «Приключения Раввина Якова». Луи де Фюнес — нервно-раздражительный, часто ворчливый, и мне казалось, что для него нужны бинарные ритмы, сильные и дьявольские, они ему больше подходят.
Широкоплечий Жерар Депардье меня вдохновляет, конечно же, на другой тип музыкального цвета, чем живость и ирония Жан-Поля Бельмондо.
Ну а Пьер Ришар — один из по-настоящему «моих» актеров, я бы даже сказал, мой кумир! И в фильмах, и в жизни он персонаж мечтательный, рассеянный и забавный, с мягкой походкой. Ришар особенно меня вдохновляет на тройной ритм, подобный тому, что есть в старых американских комедиях. С Пьером я часто обсуждал музыку к фильмам, но только к тем, где он сам был актером и продюсером: «Рассеянный», «Несчастья Альфреда», «Я робкий, но я лечусь».
О ПАРИЖЕ
— Это, конечно, уникальный город. Здесь каждый уголок, улица — это исторические воспоминания о великих композиторах, художниках, писателях, которые там жили. Но лично мне необязательно иметь специальное место для сочинения музыки, и вдохновение может прийти внезапно и неважно где. Условие — только чтобы я хорошо выспался накануне. Так случилось, что написал музыку «Берлинский концерт» для скрипки и оркестра к фильму «7-я мишень» с Лино Вентурой, когда я был госпитализирован и лежал в реанимации, окутанный трубками. Тема к фильму «Высокий блондин в черном ботинке» пришла мне в голову, когда я в такси ехал домой.
О СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГАДЖЕТАХ
— Я продолжаю записывать музыку от руки, вооружившись в основном карандашом, хорошим ластиком и нотной бумагой, но компьютеры, синтезаторы и электроника в принципе дали интересные возможности в обогащении звука. Интегрирование современного звука в то, что делает традиционный оркестр, обогащает звучание. Еще в «Приключениях раввина Якова» и «Игрушке» я одним из первых во Франции стал использовать синтезаторы моделей Moog и ARP.
В фильме «Гордость моего отца» я записал звуки кузнечиков, чтобы можно было их смикшировать с помощью компьютера и придать провинциальный и солнечный колорит жанра хабанере. Таким образом я заменил ударные инструменты настоящими кузнечиками! Благодаря современной технике родилась первая хабанера для кузнечиков и симфонического оркестра!
(Алексей Певчев, «Известия», 21.11.14)