Александр Иванов: «В джунглях тоже можно бегать голым и свободным»

Александр Иванов в небольшом интервью рассказал корреспонденту InterMedia о деятельности своего звукозаписывающего лейбла в условиях конкуренции с интернетом и секретах работы над звуком, а также посетовал на отсутствие в стране профсоюза музыкантов.

- У вас есть свой лейбл A&I Records, и несколько лет назад вы говорили, что у него нет проблем с заказами и тиражами.

- Я бы слукавил, если бы сказал, что сейчас всё прекрасно. Продажи реальных носителей продолжают снижаться. Но! Во всем мире и в нашей стране сейчас есть тенденция к созданию каких-то лимитированных эксклюзивных изданий. Мы тоже выпускаем коллекционные раритетные диски, DVD и Blu-Ray, ориентируясь на поклонников хорошего звука и качественного оформления. Такие издания являются хорошим подарком. Мы на них практически не зарабатываем, но это имиджевые издания, показывающие состоятельность артиста. К тому же пираты из украсть не могут, потому что это реально редкие записи. Обычные альбомы мы тоже выпускаем, небольшими тиражами. Продолжаем сотрудничество со всевозможными дистрибьюторскими сетями, через которых распространяем нашу продукцию. Потихонечку продается - хуже, чем пять-шесть лет назад, но продается. Как-то так выживаем. Продукцию можно купить и на наших больших концертах, я часто дарю ее промоутерам, что, кстати, способствует, организации дополнительных концертов.

- Гаишникам дарите в случае необходимости?

- Супруга дарит, я-то в основном стараюсь пользоваться услугами такси. Но знаю, что и наши музыканты возят с собой диски и в случае каких-то нарушений могут иногда подарить, чтобы было легче договориться о меньшей сумме штрафа.

- Когда вы в студии работаете над материалом, находите какие-то фишечки, делаете так или эдак, вы понимаете, что большинство слушателей запомнят припев, а этих находок и не заметят?

- Кто-то не заметит, а кто-то заметит. Если бы творческий человек работал только для публики... но большинство артистов занимается музыкой по зову сердца, ему это внутренне интересно. Как бы эгоистично это ни прозвучало, но первым делом ты хочешь удовлетворить амбиции свои и своих музыкантов. Ты не думаешь каждую секунду о том, как это воспримет публика. Важнее, что те, кто понимает, услышит, каким звуком ты пользуешься, какие инструменты применяешь. Если люди занимаются наукой, изучением космоса, они же не ориентируются на обывателей и их разговоры. Так и с песнями: слушатель иногда не может точно разобраться, почему ему нравится то или иное произведение, а ты как профессионал с помощью своих умений в какой-то степени воздействуешь на его подсознание. Он понимает, что гитара «звучит классно», и всё. А профессионалы услышат какие-то фишки, наработки саунда, из которых складывается твоя манера, твой бренд и твое лицо.

Если кому-то интересно, мы с удовольствием объясняем и делимся секретами своего звука, но интересуются в основном музыканты или люди, которые стремятся стать музыкантами. Простые люди считывают больше состояние, настроение композиции. И ты должен с помощью тембра, мелизмов и энергетики «попасть», чтобы тебе поверили. В России, к сожалению, музыкальной «кухней» не очень интересуются. Здесь не пишут о том, как записывать барабаны, мало профессиональных вопросов, кто на чем записывается, а на Западе есть специализированные журналы, посвященные именно процессу звукозаписи - и с технической точки зрения, и с исторической. У нас же профессиональной аналитики практически нет, жаль, что ниша не развилась. Рейтинги гитаристов, барабанщиков, профессиональные призы - ничего этого нет, что очень прискорбно. Да что там говорить, если даже музыкального профсоюза у нас до сих пор нет.

- То есть фактически и такой профессии нет.

- Конечно. Все музыканты в подвешенном состоянии. Они нигде, как правило, не оформлены, и как им будет выплачиваться пенсия? Некоторые числятся в каких-то фирмах у друзей, но это же неправильно. У кинематографистов есть свой профсоюз, у художников есть, у музыкантов нет. Не знаю, чем занимается министр культуры, но очевидно, что музыкантам не уделяется вообще никакого внимания со стороны государства.

- Может, в этом есть и преимущества? Можно быть свободным и не зависеть от каких-то соцзаказов...

- Да, это как в джунглях. Там можно бегать голым и свободным. И тебя там кто угодно может сожрать в любой момент. Вот такое преимущество. А кроме музыкантов есть еще звукорежиссеры, светооператоры - они тоже не защищены. Поэтому и выживаем как можем, вынуждены работать на корпоративах, давать много концертов.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости