«Звездная карта»: И эти люди запрещают нам ковыряться в носу?! **
Сатирическая драма «Звездная карта» выйдет в широкий прокат 18 декабря 2014 года. Режиссер: Дэвид Кроненберг. В ролях: Джулианна Мур, Миа Васиковска, Оливия Уильямс и другие.
Восемнадцатилетняя Агата (Миа Васиковска) когда-то была прототипом героини мыльной оперы «Плохая няня». Теперь девушка приезжает в Голливуд в поисках хоть какой-нибудь черной работы. Она изуродована ожогами, но, судя по всему, еще не утратила вкуса к жизни, о чем свидетельствует флирт с беспринципным водителем такси, метящим в сценаристы (Роберт Паттинсон). Агата устраивается помощницей эгоцентричной увядающей актрисы Гаваны (Джулианна Мур), мечтающей сыграть собственную мать, погибшую когда-то во время пожара.
Преследуя какие-то свои цели, героиня Васиковски пытается стать вхожей в дом 13-летнего актера из сериала о «плохой няне» - спесивого Бенджамина (Ивэн Бёрд). Парень страдает наркозависимостью и звездной болезнью, да и семейка у него еще та – мать с виду забитая, но, будучи агентом сына, своего точно не упустит. Отец – шарлатан-психотерапевт (Джон Кьюсак), пятнающий светлое имя Карла-Густава Юнга псведонаучными методами лечения и ставящий успех продаж очередной книги выше семейного благополучия.
«Звездную карту» Кроненберг считает сатирой. Но фильм будет точнее назвать вывернутой наизнанку гламурной драмой с явственным привкусом нуара. Маски сорваны, вся подноготная как на ладони, грязное белье популярных актеров не просто пахнет, но невыносимо смердит. Скелеты в шкафу разрослись до монструозных размеров и подверглись жутким мутациям. Это даже не паноптикум, не разворошенное осиное гнездо, а разом ожившие обитатели кунсткамеры, которым вдруг стало невыносимо тесно в одном помещении, из-за чего они начали есть друг друга поедом.
Подлости, раз за разом совершаемые действующими лицами «Звездной карты» (не всех их поворачивается язык назвать даже безликими словом «персонажи»), отталкивают своей будничностью. Кастинг состоявшимся актрисам на лакомую роль продюсер назначает не иначе, как в постели – всем и одновременно. Молодняк упражняется в праздном трепе в худших традициях великосветской школы злословия. Дети уже лет с 10-11-ти «закидываются» всем, чем могут и устраивают дедовщину своим более успешным коллегам по съемочной площадке.
Судей нет, приговор вынести некому. Души вытравлены еще в утробе, а вместо мук совести героев терзают призраки, служащие потом… новыми источниками вдохновения. Круг замыкается: делать гадости нужно для того, чтобы вдохновиться на создание новых необычных образов. А играть в кино нравственно искалеченных гомункулов необходимо, чтобы разрешить психотерапевтические проблемы. Ведь на штатного психоаналитика с его драконовскими методами надежды действительно никакой.
«Звездная карта» - фильм тягостный, грязный, беспросветный и вредный. Искусство более не возвышает, зрителю просто не на кого равняться. Наверное, даже битцевский маньяк во время просмотра вправе почувствовать себя святым. Вопрос о том, почему лицедеев на Руси хоронили за оградой кладбища, конечно же, отпадет после просмотра сам собой. И удивляться смертям Хита Леджера, Филипа Сеймура Хоффмана, Влада Галкина, Андрея Панина и Алексея Девотченко мы тоже больше не будем. Ведь все они каждый день привычно ходят по краю. И если ты сегодня остался в живых, совсем не факт, что тебе так же повезет завтра.
С посещениями кинотеатров можно отныне завязать, ведь после каждой возвышенной сцены есть риск вспомнить фразу из знаменитого анекдота про Вовочку: «И эти люди запрещают нам ковыряться в носу?!» Остается лишь молиться, чтобы кто-нибудь не додумался снять нечто подобное о рокерах. Потому что без музыки как-то совсем не хочется пропадать.
P.S. Не исключено, что написавший сценарий прожженный циник Брюс Вагнер просто отыгрывается на своих более удачливых коллегах (тем более, в фильме часто в дело и не в дело поминаются реальные имена вполне состоявшихся актеров). Но в этом случае его очередное детище напоминает пасквильное интервью какого-нибудь эстрадного «сбитого летчика», кишащее мелочными обидами и сомнительными «разоблачениями».
Денис Ступников, InterMedia