IOWA - «Export» ****
2014, Первое музыкальное издательство
Вы могли и не слышать названия группы IOWA - этот инди-проект лишь недавно заключил контракт с солидным лейблом и теперь, вероятно, творчество коллектива будет доставляться к слушателю более упорядоченно. Но некоторые песни IOWA вы наверняка слышали: в спонтанном промоушне группа вполне преуспела, хотя и не у всех названия «Простая песня» и «Улыбайся» ассоциируется со словом IOWA. Команда образовалась в Белоруссии, потом переехала в Петербург и попала к музыкальному продюсеру Олегу Баранова. У неё отличный потенциал - благодаря чувству меры (музыкантов или продюсера, не суть) IOWA, работая с урбан-музыкой на русском языке, не превращает её в пародию или карикатуру, как часто происходит с попытками петь по-русски R'n'B, хип-хоп или соул с фанком. Солистка Екатерина Иванчикова и компания умудряются сделать из чуждых жанров очень качественный отечественный тин-поп, причём ни разу не тупой. Они не только поют на языке тинейджеров, но и делают этих тинейджеров более понятными поколению их родителей. Последним свойственно беспокоиться относительно того, что дети какие-то странные и непохожие на них. Да, не без этого, но можно послушать IOWA и убедиться в том, что дети, конечно, другие, но тоже вполне славные.
Не последнюю роль в таком восприятии группы играет обаяние г-жи Иванчиковой, которая пишет тексты и поёт, а также её искренность. Стихи IOWA никаких литературных вершин не штурмуют, зато они довольно трогательные и местами самоироничные. Этого русскому урбану категорически не хватало - вечно лезло то самолюбование, то хабальство. Альбом «Export» начинается с такой же внешне хамоватой песни «Я сошла с ума» - на первый взгляд, то ли ранняя Ёлка, то ли поздняя Бьянка, а на самом деле точная фиксация растрёпанных чувств некстати влюбившейся лирической героини. Ту же тему продолжает «Мама», в которой певица решила поделиться растрёпанностью чувств с родительницей. Опять-таки - невероятная точная интонация, никакой пошлости, как у попсы, рифмующей «маму» с «упрямо», и никакой нарочитой театрализованности, как у блюзменов, обращающихся к маме по поводу и без.
В «Радости» IOWA отказывается от наносной эмоциональности и выдаёт замечательный лирический трек: чувственный речитатив куплетов переходит в запоминающиеся припевы. Ещё лучше Катя звучит в задумчивой песне «Одно и то же» с блюз-роковыми гитарными соло - трек, кстати, расположившись между давно знакомыми и чуть навязчивыми «Улыбайся» и «Простой песней», отлично оттеняет их. «Маршрутка» - вновь любовная тема, и вновь решённая по-новому: тепло и иронично. «Ищу мужа» пугает не только названием, но и симфо-вступлением: дальше, впрочем, всё не так страшно, а скорее весело, поскольку IOWA скрещивает регги с фолк- вокализированием и забавно коверкает слова («все подруги с мУжами»).
Поиски мужа тем не менее венчаются успехом, судя по названию следующего трека «Невеста». Он начинается со звона разбитого хрусталя и годного девичьего визга, но муж героине, видимо, был не очень нужен, ибо всю песню она задаётся вопросом: «Ну какая нафиг я невеста». Ну а то, как здорово Екатерина Иванчикова сочетает в своём пении драматизм с пофигизмом, является одним из главных поводов послушать пластинку. Основная часть альбома заканчивается красивой лирической «Весной», а для бонус-ремиксов, увы, выбраны не те песни, которые хотелось бы послушать ещё раз.
Алексей Мажаев, InterMedia