«ЧайФ» - «Всё лучшее в одном» ****
2014, ООО «Оранж»
Готовясь к своему 30-летию, уральские горцы выпустили очередной сборник лучших песен, который можно использовать в качестве учебного пособия на тему «Как надо составлять сборники лучших песен». Во-первых, их не надо выпускать слишком часто. Раз в пять лет для такой группы, как «ЧайФ» - оптимальный вариант. За это время старые поклонники могут устать от предыдущего сборника, к тому же нельзя списывать со счетов и то, что за пять лет у группы могли появиться новые поклонники. Им тоже пригодится новый сборник, который не должен быть слишком длинным. Когда музыкант вставляет в «бест» 28 песен, да ещё обещает вдогонку выпустить остальные 14, то пусть он не называет это «альбомом лучших песен». «ЧайФ» мог включить в компиляцию и 50 треков, но благоразумно ограничился семнадцатью. Зато уж самыми-самыми.
И тут есть ещё один важный нюанс составления сборников. Желательно, чтобы они не становились актом самовыражения музыкантов под девизом «мы в 1982 году записали клёвую песню, но она никому не понравилась, так восстановим же справедливость сейчас». Артисты часто оценивают свои произведения совсем не так, как публика. Так вот, при составлении «грейтест хитс» свою оценку надо засунуть куда подальше - или называть альбом «сборником редких, но любимых песен». Ориентироваться нужно на народную любовь, как бы пошло и скучно это ни звучало. Кажется, что «ЧайФу» с их провинциальной душевностью соблюсти эти правило было несложно - но на самом деле мы знаем, что у Владимира Шахрина есть нежно любимые песни, любовь к которым публика с ним не вполне разделяет. И у музыканта хватает такта не включать их в сборники, не спорить со вкусами и не навязывать ничего насильно. Поэтому и песен с последнего альбома на «Всё лучшее в одном» нет.
Впрочем, того, что есть, вполне достаточно, чтобы нарисовать выпуклый портрет «ЧайФа» как одной из главных групп русского рока. Очень точно и адекватно представлен ранний период творчества. Злободневные, социальные (и устаревшие) песни, разумеется, в сборник не попали, зато вошли вечные «Никто не услышит (Ой-йо), «Поплачь о нём» и «Не спеши». Важно, что не забыты и 90-е: тандем из «Псов с городских окраин» и «С войны» может проиллюстрировать тезис о том, что тогда русский рок пел о том, о чём сейчас читают рэперы. Причём до пронзительности интонаций дяди Вовы Шахрина русским рэперам ещё учиться и учиться. Замечательно, что эти две песни справедливо входят в число лучших, хотя никогда не имели весомой радиоподдержки: чтобы пойти в народ, им хватило переписанных кассет.
«Я рисую на окне», «Кончается век (Не проспать бы)», «Время не ждёт» - это уже песни периода расцвета «Нашего радио», а «Аргентина-Ямайка 5:0» вообще обязана радиостанции своей долгой и счастливой жизнью. Сочинённая как регги-безделушка, она могла даже не попасть в очередную пластинку - но её услышал Михаил Козырев и заставил «чайфов» донести песню до народа. Разумеется, она попала в десятку. Как и одна из главных песен о любви мужчины к женщине «17 лет» с мудрейшей фразой «вы просто поверьте, а поймёте потом».
В сборнике есть ещё пара обязательных композиций, в оценке которых я расхожусь и с группой, и с народом, поэтому упоминать их названия не буду.
Алексей Мажаев, InterMedia