Андрей Матвеев - «ЧайФ». Иллюстрированная история группы» ***

2015, «Амфора»

«Амфоровскую» серию «Легенды нашего рока» пишут разные авторы, причём издательство не обязывает их придерживаться какой-то определённой схемы повествования. Поэтому получается кто во что горазд: где-то стройная биография в хронологическом порядке, где-то странные метания, а где-то перекос в ту или иную часть истории группы. «Чайфовская» книжка страдает упомянутым перекосом. Её автором стал писатель, журналист и очевидец многих событий в жизни «ЧайФа» Андрей Матвеев. Эти многие события в основном относились к ранним годам творчества Владимира Шахрина и компании. О них Матвеев пишет даже не как очевидец, а как непосредственный участник.

Это, конечно, весьма интересно: когда «чайфы» оказались на виду, следить за ними стали десятки тысяч глаз, и вся история, в общем-то, проходила в публичном пространстве. О юных годах группы известно меньше и в основном достаточно схематично: работали там-то, начали играть музыку, было непросто, состав менялся и т.д. Матвеев обо всём этом пишет подробно и со знанием дела, но возникает одна проблема: летописец постоянно оказывается даже важнее Шахрина. Ведь именно он познакомил лидера группы с гитаристом Михаилом Перовым, который помог Владимиру Владимировичу сделать первые записи; именно он вёл некоторые из первых концертов «ЧайФа»; именно он пытался организовывать выступления и сидел в жюри рок-фестивалей. В результате автор слегка заслоняет личности музыкантов группы и, приводя даже их цитаты, порой вступает с ними в заочный спор на тему: «А я это запомнил немного по-другому». Поездки, в которых Матвеев не участвовал, он предпочитает в книгу не вставлять, а о событиях, где он был очевидцем, рассказывает избыточно подробно, не забывая, впрочем, вставлять ремарки вроде «я не очень помню, что именно они там пели». Ничего страшного, кабы он не напоминал о своём склерозе каждые две страницы.

Книжка включает большие интервью Владимира Шахрина и Владимира Бегунова - тоже весьма любопытные, но опять-таки разрушающие хронологию повествования. Почему они вставлены именно в те места, в которые вставлены? Неизвестно. Возможно, потому, что автор поленился разбить интервью на цитаты и разбросать их в соответствии с логикой истории группы «ЧайФ». Иногда Матвеев вдруг вставляет тексты песен коллектива, а иногда обильно цитирует книгу Леонида Порохни, и эти фрагменты как раз выглядят стройными, последовательными и не злоупотребляющими авторскими ремарками.

В 90-х Андрей Матвеев из очевидца и участника «стал таким же сторонним наблюдателем, как и все, кто ходит на концерты «ЧайФа». Судя по «Иллюстрированной истории», после этого он сразу утратил интерес к жизни группы, и эта практически четверть века в книге уместилась в единственной 11-страничной главе, составленной из дневниковых записей Владимира Шахрина, где Матвеев только свои курсивы расставил. Несмотря на все эти странности, к финалу выясняется, что об участниках нынешнего «золотого» состава, включая арт-продюсера Гройсмана и директора Спирина, книга рассказала вполне подробно и достойно. Хотя и хаотично.

Рита Скитер, InterMedia

Последние новости