Alien24 - «Alien» ***
2014, Первое музыкальное издательство
Дима Билан порой выражается витиевато, но, рассказывая про готовящийся сольный альбом, он в этой загадочности превзошёл себя. Сначала речь вроде бы шла про диск под названием «Виктор Белан», в котором Дима должен был предстать в неком первозданном виде - без псевдонима и продюсерских влияний. Потом тема с «Виктором» как-то затихла, и Билан заговорил уже о другом сольном проекте - в котором он сам писал и музыку, и стихи. Проект был явно некоммерческого толка, ибо работать над ним Диме удавалось урывками, в промежутках между гастролями, съёмками в кино и работой на «Голосе» (даже «Голосах», ибо подготовка сольника заняла больше двух лет). В конце концов у проекта оказался соавтор - саунд-продюсер Билана Андрей Чёрный, а вместо «Виктора Билана» появилось название Alien24. Двухлетние бдения закончились выпуском эмбиент-фанк-электронного альбома «Alien», большинство треков в котором оказались англоязычными.
Ну что же, пластинка подтверждает, что Дима Билан по-прежнему находится в поисках своего жанра. Когда-то с тяжёлой руки продюсера Айзеншписа артист ходил на все презентации и везде пел «Памяти Карузо» - неплохо, но мы слыхали и версии посильнее. Потом у него появился собственный репертуар, хиты которого большей частью представляли собой попытки скрестить R’n’B с российской поп-эстрадой. Благодаря горячим ротациям шлягеров у Димы было немало, но народными песнями никакие из них не стали - если сейчас переслушать «Ночного хулигана» или «На берегу неба», нельзя не обратить внимания на то, что они слишком «сделанные», им не хватает какого-то искреннего участия. Треки Alien24, изначально не рассчитанные на радиоротацию, с этой точки зрения выглядят более выигрышно: по крайней мере стало чуть понятнее, что нам хочет сообщить Билан-музыкант, когда не смотрит на своё дело через призму гастрольных предложений.
Главного Дима добился: его на этой записи невозможно узнать - разве что по голосу, и то, если специально задаться такой целью. Полностью изменив подход и философию саунда, Билан стал неотличим от инди-экспериментаторов, которых любит продвинутая пресса, но не очень привечает потребитель. У Димы с его популярностью, правда, больше возможностей рекламировать такую музыку, но пока сложно сказать, как он этим воспользуется. Билан с Андреем Чёрным создали атмосферное звуковое полотно, в котором эмибент и даже лаунж всё время побеждают фанковые проявления - они оказываются приглушёнными и не выходят за рамки приятной фоновой музыки. В таких условиях даже не очень важно, на каком языке мурлыкается текст: четыре русскоязычные трека включены в альбом, вероятно, только для гипотетической раскрутки на русскоязычных радиостанциях. Впрочем, у песен на английском (например, «Fairy World»), пожалуй, даже больше шансов попасть на хорошее радио.
Alien24 - серьёзный прорыв Билана-композитора, прежде всего, потому, что от него такого особо никто не ожидал. Но этот формирующийся композитор пока полностью игнорирует вокальные возможности Билана-певца: в проекте он хорошо интонирует, но нигде не вокализирует. Возможно, следующий прорыв произойдёт, когда Дима Билан начнёт писать для себя песни уровня «Памяти Карузо».
Алексей Мажаев, InterMedia