«Секрет». Иллюстрированная история группы» ****

2015, «Амфора»

Я слегка раскритиковала некоторых авторов «амфоровской» серии «Легенды нашего рока», на что издательство ответило нестандартным ходом. Выпуск про группу «Секрет» обошёлся вообще без автора. То есть абсолютно. В том месте, где в выходных данных обычно значатся Ф.И.О. писателя, на сей раз красуется фраза «издательство выражает благодарность участникам группы «Секрет» за предоставленные материалы и помощь в работе над выпуском». Что бы это значило, остаётся только гадать. То ли какой-то изначальный автор всё-таки был, но по каким-то причинам «снял свою фамилию с титров», то ли этот выпуск решил более полно соответствовать званию «иллюстрированного справочника», чем прежние книжки - неведомо. Как бы то ни было, текст иллюстрированной истории «Секрета» оказался вовсе не сухим, а вполне бодрым, полным, объективным и слегка ироничным. Автор, по каким-то причинам сохранивший инкогнито, постарался на славу, хотя добиться результата было непросто.

Про «Секрет» вообще-то известно очень много. В 80-е он не вызывал отторжения ни у официальных структур, ни у любителей подпольного рока. Некоторые, конечно, декларировали неприязнь к «ленинградским мажорам, косящим под битлов», но при этом всё равно тайно напевали «Привет», «Алису» и «Сару Бара-бу». У «Секрета» был мощнейший фан-клуб, который отчасти действует и по сию пору, про группу много писали и не меньше показывали в «Утренней почте» и других популярных музыкальных передачах. В книгах творческий путь «Секрета» тоже был описан подробно - здесь можно отослать читателя к отличной автобиографии Максима Леонидова «Я оглянулся посмотреть» и к брошюре Павла Суркова, выпущенной к очередному юбилейному воссоединению бит-квартета. К чести безымянных создателей новейшей иллюстрированной истории группы, их повествование не выглядит грубой компиляцией из этих источников - свежая биография выстроена очень логично, последовательно и, что важно, без пафоса. Ну да, в какой-то момент четверо парней оказались самыми популярными музыкантами страны, но это не стало поводом впасть в слезливое самолюбование. Повествование подводит к этому этапу спокойно и последовательно, в связи с чем он выглядит закономерным - как и тот упрямый факт, что за покорением вершины всегда следует спуск с неё.

В связи с ограниченным форматом серии 96-страничным объёмом в издание, увы, не вошли многочисленные байки про группу. «Секретовцы» всегда были сильны в разговорном жанре, их концертные диалоги и ответы на пресс-конференциях можно было цитировать в юмористических передачах. Это не говоря о том, что и на гастролях они по молодости изрядно начудили, и над отчеством Андрея Заблудовского наиздевались всласть. Из всего этого в книжку поместился самый минимум, хотя вот история о поступлении Николая Фоменко на актёрский сумела порадовать новизной. Кроме того, очень информативной получилась глава о пост-«секретовской» судьбе каждого из четвёрки. Не то чтобы эти сведения были каким-то, простите за каламбур, секретом, но здесь они едва ли не впервые изложены в чёткой и ёмкой форме, за что тоже нужно сказать спасибо неизвестному автору.

Рита Скитер, InterMedia

Последние новости