«Седьмой сын»: Легенды и мифы нашей деревни ***
Фантастический фильм «Седьмой сын» выйдет в широкий прокат 1 января 2015 года. Режиссер: Сергей Бодров. В ролях: Джулианна Мур, Бен Барнс, Кит Харингтон, Джефф Бриджес и другие.
Ведьма Мать Мэлкин (Джулиана Мур) не одно столетие кряду терроризирует мирное население. Мастер Грэгори (Джефф Бриджес) из рыцарского ордена Сокола поймал ее и заточил в подземелье. Через какое-то время фурия сумела освободиться, прикончив последнего ученика Мастера. Странствующий рыцарь вынужден прибегнуть к последнему средству – седьмому сыну седьмого сына, который может обезвредить гадину даже не из-за хорошей физической подготовки, а просто в силу своего магического происхождения.
Избранник Том Уорд (Бен Барнс) не ведает о своем высоком предназначении. Он кормит свиней, страдает от непонятного рода припадков и является обузой для своих родителей, поскольку совершенно неприспособлен к тяжелому труду. И тут вдруг приходит угрюмый Мастер Грегори, который дает за странного юнца неплохой куш и уводит его с собой. На обучение магическим премудростям и боевым искусствам времени элементарно нет, так что Том вынужден максимально сконцентрироваться и подготовиться к решающему сражению. Сделать это будет непросто, поскольку парень влюбляется в симпатичную ведьмочку (Алису Викандер), которая наверняка ведет двойную игру.
Новый киноэпос Сергея Бодрова базируется на древнем архетипическом мифе. В культуре многих народов седьмой сын седьмого сына обладает знахарскими способностями. Например, шотландцы считают, что такие дети способны врачевать раны и даже избавлять от золотухи. Подобное мнение основано на символике числа семь, которое обычно ассоциируется с совершенством. Повлияли аналогичные легенды и на массовую культуру. Скажем, группа Iron Maiden выпустила в 1988 году концептуальный альбом «Seventh Son of a Seventh Son», который, в свою очередь базируется на книгах Орсона Скотта Карда.
Сергей Бодров соприкасался с мифом через еще более опосредованные источники, поскольку его фильм является экранизацией романа детского писателя Джозефа Дилейни «Ученик ведьмака». С этим обстоятельством связан ряд особенностей ленты. Прежде всего, Дилейни вдохновлялся бытовушными деревенскими сказаниями и деяниями загадочного полтергейста, который, якобы, поселился в том же селении, где жил беллетрист. И фильм «Седьмой сын» тоже получился очень «вещным», несмотря на абстрактные время и место действия, а также эклектичное (если не сказать хаотичное) смешение самых разных культур. Деревенские интерьеры любовно воссозданы на экране, а 3D обеспечивает эффект полного погружения в эту немного пасторальную реальность.
Кроме того, Дилейни большое внимание уделял характерам своих персонажей, поскольку небезосновательно считал, что зло не абстрактно, а гнездится даже в том человеке, который борется за самые светлые идеалы. Отсюда – неуверенность Тома, коварство обходительной Алисии и неразборчивость ее матери, которая излишне преданна Мэлкин. Лучше всех в этом отношении проработан характер Мастера Грегори. Рыцарь зарабатывает за свои подвиги хорошие деньги, но при этом он растерял всех своих соратников, а потому отличается прижимистостью, ворчливостью и сентиментальностью. Многие его меткие фразочки имеют все шансы пойти в народ.
При всем своем размахе (стремительно сменяющие друг друга пейзажи, паноптикум диковинных существ, внушительный арсенал оружия и т. д.), действие «Седьмого сына» вертится вокруг одной локальной группки персонажей, зачастую существующих изолированно друг от друга. Как таковой инициации, которая исключительно важна для подобных мифов, нам не показали, а седьмой сын, несмотря на свой специфический статус, никак не соперничает со своими братьями и сестрами. Любовная линия также набросана весьма условно. По большому счету, «Седьмой сын» воспринимается как пролог к возможной франшизе. Вот только Сергей Бодров вовсе не жаждет снимать продолжений.
Денис Ступников, InterMedia