Вячеслав Ахметзянов: «Для меня музыкальный язык является вторым родным, поэтому мой разговор с музыкой «Парка Горького» будет происходить без дополнительного перевода на человеческий»
Интервью с аранжировщиком Вячеславом Ахметзяновым о работе по созданию партитур для концерта рок-группы «Парк Горького» с симфоническим оркестром.
- Вячеслав, сейчас много рок-групп, не только российских, но и с мировым именем, создают шоу с участием симфонических оркестров. В чем причина? Рок- музыка, в чистом виде, исчерпала себя?
- Такое явление, как совместные концерты рок-групп с симфоническими оркестрами - явление совсем не новое. Начиная с 70-х годов прошлого века, многие рок- группы старались обогатить свой саунд, приглашая для участия в тех или иных проектах (будь то концерт или запись альбома) симфонические оркестры. Классический пример симбиоза симфонической и рок музыки – «Концерт для группы с оркестром» Джона Лорда (думаю, этот музыкант в особом представлении не нуждается). Рок-музыка живет и развивается, рок-концерты собирают стадионные аудитории. При этом, выступления рок- групп с симфоническими оркестрами - считается особым изыском. Для рок-группы совместный концерт с оркестром - это некая веха, крупная форма, если оперировать категориями музыкальными или литературными, как «Война и Мир» Льва Толстого. Такие проекты делаются рок-музыкантами не от опустошения или исчерпанности возможностей собственного музыкального языка, а наоборот - для более полного раскрытия смысла своих произведений. Но подобные мероприятия доступны не многим группам потому, что совместный проект рок-группы и симфонического оркестра - дело непростое и, связанно с участием в длительной и скрупулёзной работе большого количества людей, а, следовательно, с серьезными финансовыми затратами. Устраивают такие концерты группы, которые существуют не первый год, не одно десятилетие, выпустившие не один и не два признанных альбома. Лишь столпы рок-музыки, уровня и значимости как группа «Парк Горького» могут себе позволить создание таких масштабных шоу.
Зритель видит только результат и, не задумывается какая огромная подготовительная работа предшествовала феерии музыкального шоу. Все начинается с работы по написанию партитур для оркестра, которой в данный момент я занимаюсь, а в оркестре более 70-ти музыкантов и, у каждого - своя партия. Когда будет закончена работа над партитурами, начнётся разучивание материала музыкантами, репетиции, прогоны. Очень важно тщательно продумать технологию звукоусиления оркестра - симфонический оркестр, исполняет музыку на акустических инструментах и, с концертными киловаттами рок-группы тягаться не может. Большое внимание в таком проекте уделяется световым и видеоэффектам. Создание световых партитур и видеоряд - тоже большая работа, но не моя, других специалистов…
- Не потеряют рок-композиции свою роковую жесткость и напор в оркестровом варианте?
- Оркестровая музыка может передавать самые различные гаммы чувств. В музыке, а особенно, в музыке двадцатого века, достаточно много эпизодов музыки жесткой, напористой, «драйвовой». Я приложу все усилия, чтобы оркестровая партитура подчеркивала и усиливала то, что заложено в музыке группы «Парк Горького».
- Известно, что автор большинства композиций группы Алексей Белов – большой поклонник русской классической музыки. Будут ли использованы темы из произведений великих русских композиторов в оркестровых партиях?
- Надеюсь, что прямого цитирования удастся избежать. Тут ведь важно другое: дух русской музыки – это не прямое заимствование тематизма, а нечто другое, скрытое в особенностях инструментовки, построения музыкальной фразы, гармонизации.
Цитирование - такая штука... Оно должно быть очень и очень оправданным. В противном случае, ты начинаешь говорить «не своими словами, не свои же мысли».
- В конечном итоге к чему готовиться поклонникам «Парка Горького», что мы услышим? Рок-концерт с участием скрипок и виолончелей, или концерт симфонического оркестра с встроенными гитарными соло и вокалом Александра Маршала?
- Начну издалека. С позиции меломана, который прослушивает альбом любимого исполнителя раз за разом, день за днем - утром из колонок домашней аудиосистемы, по пути на работу - в наушниках или в автомобиле, вечером - перед сном, опять же в наушниках, чтобы не мешать окружающим. Подпевая, пританцовывая, двигаясь в такт музыке. Музыка вызывает чувства, как-то отражается от стержня мироощущения человека, вызывает определённый аффект. Я не силен в психофизике и точно не знаю, как это работает – важно, что работает. Музыка в сознании человека вызывает к жизни всевозможные образы, часто абстрактные, которые совсем не просто, а часто и невозможно, описать словами, заставляет переживать различные эмоции - от безудержной радости - до щемящей, сидящей глубоко внутри тоски.
Для меня музыкальный язык – является вторым родным, поэтому мой разговор с музыкой «Парка Горького» будет происходить без дополнительного перевода на человеческий.
Вопрос для меня вообще не стоит так, как вы его сформулировали! Оркестр будет существовать не параллельно, оркестр будет раскрывать пятое измерение: глубину пространства музыки. Это будет единое целое, где каждый участник будет функционировать как орган единого организма!