«Большие глаза»: Мир художникам, война пиарщикам ****
Биографическая драма «Большие глаза» выйдет на российские экраны 15 января 2015 года. Режиссер: Тим Бёртон. В ролях: Эми Адамс, Кристоф Вальц, Кристен Риттер и другие.
Большие глаза – это отличительная особенность картин американской художницы Маргарет Кин. В начале фильма, будучи еще безвестной, она берет в охапку маленькую дочь и уходит от первого мужа. В начале 1950-х женщины обычно не покидали семью, не имея стабильного источника дохода, но Маргарет рискнула и оказалась вынуждена писать на улице портреты случайным прохожим за 1-2 доллара. В этот нелегкий момент художницу быстро берет в оборот начинающий импрессионист Уолтер Кин - он делает ей предложение руки и сердца.
Путь к славе оказывается тернистым, однако Уолтер не унывает. Сначала он развешивает полотна на стенах ночного клуба. По мере того, как «большеглазые» портреты становятся популярными, хваткий делец выдумывает легенду, что их рисовал он под впечатлением от увиденных в послевоенной Европе детей, которые прошли через концлагеря. Маргарет это неприятно, но она не противится, ведь в то время женщина, рисующая картины, воспринималась как нечто ущербное. Пара богатеет, но сверхдоходы счастья не приносят. Под воздействием звездной болезни Уолтер становится все более раздражительным, подозрительными и нетерпимым к критике. Его же супруга, запертая в четырех стенах и дышащая акриловыми красками сутки напролет, готова проклясть все.
«Большие глаза» - первый со времен «Эда Вуда» (1994 г.) фильм Тима Бертона, снятый в реалистическом антураже. Но специфический «визионерский» почерк режиссера ощутим и здесь. Как и большинству других бертоновских фильмов, новой работе присущи необычайно яркие цвета и сюрреалистическая атмосфера (особенно это касается сильнейшей сцены в супермаркете, где художнице в каждом посетителе мерещатся гипертрофированные персонажи ее картин). Мало того, постановщик элементарно талантливее, чем Маргарет Кин, поэтому ее полотна у него в кадре выглядят намного привлекательнее, чем в реальности.
В фильме не нужно искать подробностей становления талантливой художницы, он немного о другом. Ведь кто такая, в сущности, Маргарет Кин? Старательная ремесленница, удачно оказавшаяся в тренде. Ее «большие глаза» не оставили заметного следа в серьезном искусстве, зато под их влиянием появились винтажные куклы 1960-1970 годов и японское аниме. Человеческие качества художницы тоже особенного восторга не вызывают. В фильме она показана тихоней и скромницей, но при этом Бертон деликатно умалчивает, что у своего мужа она отсудила ни много ни мало 4 млн долларов. Да и факт многолетнего сотрудничества Маргарет со Свидетелями Иеговы симпатий к ней как-то не прибавляет.
Зато лента дает ответ на вопрос, как получилось так, что пиарщики в современном мире оказались намного важнее и авторитетнее, нежели художники. Без недюжинных организаторских способностей Уолтера Кина не было бы ни Маргарет, ни ее «больших глаз», ни ажиотажа вокруг ее однотипных картин, которые сдержанно похвалил сам Энди Уорхол. Рецепт успеха всем давно известен: вереница растиражированных скандалов, купленные за стакан дешевого пойла бульварные журналисты, навязчивое участие в благотворительности, постоянное мельтешение под носом у сильных мира сего. На этом построен весь шоу-бизнес, вся массовая культура, которой совершенно нет дела до подлинного авторства и мук творца. В своем новом фильме Тим Бертон показывает, как мы дошли до жизни такой.
Денис Ступников, InterMedia