«Ива Нова» - «Крутила пила» ***

2014, «Геометрия»

На новый альбом группы «Ива Нова» рецензент поглядывал с некоторой опаской. «Ну вот, - думал я, - сейчас эти дамы вновь будут истерично верещать, а мне опять придумывать нелепые формулировки вроде смеси фолка с альтернативой». И так я себя застращал, что собственно прослушивание прошло гораздо менее болезненно, чем представлялось. Наверно, секрет не только в неоправдавшихся ожиданиях, но и в некоторых изменениях непосредственно в группе. «Ива Нова» стала квартетом, дамы не преминули сфотографироваться для буклета в предельно несуразном виде, но при этом поменяли звучание в более дружелюбную для слушателя сторону: «Крутила пила» вовсе не похожа на манифест одичавших женщин, сорвавшихся с цепи. Группа отказалась от использования гитары, зато аккордеон стал солирующим инструментом, а на запись был приглашён австрийский саунд-продюсер Ричард Дойч. Эти перемены, похоже, повысили интерес нынешних участниц коллектива собственно к музыке, а не к громким неясным высказываниям через музыку. Особенно удачно получились инструментальные композиции - «Интро», «Фабрика 76» (с горловым пением Альберта Кувезина) и «Хрустальная электричка», куда весьма внезапно вставлен фолк-фрагмент, оказавшийся очень к месту. В песни со словами «Ива Нова» тоже охотно добавляет продолжительные инструментальные куски, примечательные не только набором инструментов - аккордеон, бас, ударные, перкуссия, - но и мелодиями. Петербургский женский квартет - это понятие поневоле заставляет вспомнить о «Колибри», и не только по формальным признакам: сегодняшняя «Ива Нова» намного шумнее и менее изысканна, но в каких-то моментах умудряется выглядеть наследницей «Колибри» по прямой.

Если скверные альбомы группы «Ива Нова» выглядели вполне цельно, то удачная пластинка «Крутила пила» всё время распадается на отдельные эпизоды. Взять, написать и записать отличную от усов и до хвоста песню у команды пока не получается. Мощные инструментальные соло, как правило, вступают в противоречие с вокальными партиями, а, например, крайне изобретательные тексты «Дуры» и «Саломеи» тяжело воспринимать из-за не слишком удачной мелодии. Гармонии удаётся достичь в треке «Жаворонки», написанном на стихи русского эгофутуриста Василиска Гнедова - здесь «Ива Нова» чутко улавливает дух авангардизма столетней давности и сопровождает текст Василиска адекватно странной музыкой и аранжировками, в которых, ну что ты будешь делать, альтернативность и народность смешаны в верных пропорциях. Эксперименты с условной классикой группа продолжает в романсе «То не ветер» - собственно, здесь экспериментом выглядит попытка квартета спеть в классической традиции, а сыграть в электронно-нойзовой.

«Гроза» похожа на привет из прошлой жизни группы, трек «Безнадёжный я» портит навязчивый аккордеон. В финале альбома размещён «Вальс оглохших под мостами», в записи которого приняли участие человек 15 и коллекция необычных музыкальных инструментов, в том числе пушка Петропавловской крепости в полдень. Это не песня, а монолог, чем-то напоминающий интермедии Билли Новика, только без хрипотцы. Все надписи в буклете диска дублированы на английском. Сложно судить, насколько это оправданно: «Ива Нова» часто играет за границей, и есть опасения, что часть западной публики потеряет интерес к группе, если разжевать им, о чём поют барышни.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости