Александр Устинов - «Сплин». Иллюстрированная история группы» **

2015, «Амфора»

Автором «амфоровской» истории группы «Сплин» стал петербургский радиоведущий и журналист Александр Устинов, с юности приятельствовавший с Александром Васильевым. Давнее знакомство позволило включить в повествование пару забавных историй, иллюстрирующих непростой характер лидера группы «Сплин», но в целом в изложении Устинова биография коллектива оказалась не слишком захватывающей. В общем-то, в жизни у команды тоже происходило всё довольно размеренно и «без бед»: первые опыты, раскрутка, появление хитов и настоящего продюсера, обычная жизнь российских рок-звёзд, лёгкие смены состава и проч. Вместе с тем от близкого знакомого хотелось какого-то более мощного инсайда. Известно, что Васильев почти всегда очень закрыт от внешнего мира - ну так расскажите, какой он, когда общается со своими. О роли лёгких наркотиков в творчестве группы давно ходят легенды - но Устинов ограничивается толстыми намёками на небеспочвенность подобных слухов и разве что не гыгыкает, пиша об этом. Структура повествования вполне линейная: в начале первые альбомы, в конце последние, тем не менее автор почему-то называет свою историю «путешествием», в процессе которого иногда делаются «остановки». Зачем нужны эти композиционные излишества, совершенно непонятно.

Можно ли из книги узнать что-то новое про «Сплин»? Да, кое-что можно. Не все знают, что в младенчестве Александр Васильев переехал на несколько лет в Сьерра-Леоне с родителями. Впрочем, на формирование личности рок-поэта это вряд ли сильно повлияло. Зато из книги нельзя узнать ответы на некоторые действительно интересные вопросы. Так, полностью опущен факт расставания группы «Сплин» с продюсером Александром Пономарёвым и связанные с этим разногласия по поводу авторских прав на произведения Васильева. Весьма невнятно описан болезненный процесс перехода сооснователя группы Александра Морозова из басистов в менеджеры, а также другие случаи увольнения музыкантов. Выступление «Сплина» на разогреве Rolling Stones в Лужниках упомянуто, но тоже в каком-то странном ключе. На самом деле «Сплин» очень бледно выглядел на фоне рок-н-ролльных старцев, и неуклюжие шутки о том, что Васильев и Ко обеспечили «роллингам» аншлаг, эту историю задним числом не подправят. Зато вот о последовавшим за концертом на БСА августовском дефолте 1998 года Устинов пишет адекватно и со знанием дела - это один из немногих моментов в книге, когда за героев по-настоящему переживаешь.

Довольно странно автор подходит к описанию официальных достижений группы «Сплин» - перечисляются звания «группы года» от журнала Fuzz, да вот, в общем-то, и всё. Упоминается, правда, ещё премия «Овация», на вручение которой «сплины» не явились. О том, что премию почему-то забрал Укупник, иллюстрированная история группы умалчивает. По мнению Устинова, главной проблемой «Сплина» все эти годы были отрицательные рецензии прессы. Хотя людям, следящим за русским роком, сложно припомнить, что группу когда-нибудь так уж сильно ругали, автор бережно подбирает цитаты из рецензий, далёких от ультрахвалебности. Более того, он отважно вступает с критиками в спор, вооружившись убойным аргументом: «А мне нравится!» Против такого не попрёшь, однозначно. Как и не поспоришь с тем, что «Сплин» заслуживает более качественного жизнеописания.

Рита Скитер, InterMedia

Последние новости