Владимир Вдовиченков: «Когда я смотрел «Левиафан», мне было горько»

ОБ АНДРЕЕ ЗВЯГЕНЦЕВЕ

-  Он очаровательный человек, интеллигентный. Рассказывать профессиональные подробности не стану: думаю, это будет не очень интересно читателю, но могу сказать, что у нас была отличная команда: и актеры, и оператор, и режиссер, и сценарист — словом, сгусток талантов, по-другому не скажешь. Я рад, что так совпало.

ПОСТУПАЛИ ЛИ ЕМУ ПРРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ ЗАГРАНИЦЫ ПОСЛЕ ВЫХОДА «ЛЕВИАФАНА»?

- Из моих работ не только «Левиафан» известен за границей. Я снимался в фильме «360» (в русском переводе «Калейдоскоп любви») Фернанду Мейреллиша, одного из больших бразильских режиссеров, который сделал «Город бога». Поэтому мне кажется, что не нужно цепляться за одну картину в плане собственной популярности, да и рано об этом говорить. Чтобы заинтересовать заграничных режиссеров, нужно сначала заслужить авторитет. В любом случае после «Левиафана» актерская судьба каждого из нас изменится в лучшую сторону.

КАК, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ВОСПРИМУТ «ЛЕВИАФАН» ЗРИТЕЛИ?

- Когда я смотрел «Левиафан», мне было горько. Я плакал от понимания того, как жестока бывает жизнь по отношению к человеку. У меня было много эмоций и мне хотелось бы, чтобы те же чувства испытал и зритель. Мы для того и делаем кино, чтобы человек посмеялся и поплакал, а потом вышел из кинозала и сказал: «Черт возьми, может надо все менять и может быть надо начать с себя?» Это моя идеальная мечта, мне хочется, чтобы зрители вышли с такими ощущениями.

О ШАНСАХ КАРТИНЫ В ОСКАРОВСКОЙ ГОНКЕ

- Все премии и награды имеют свой контекст и предысторию. Но уже то, что «Левиафан» в этом году оказался в оскаровской гонке — большая радость. Фильм действительно достойный. Знаете, как бывает: один пишем, два в уме? А здесь в уме нет ничего. Что написано, то и есть. И не нужно придумывать внутренних оправданий. Картина цельная, мощная и достойна того, чтобы побороться без всяких поддавков.

О «РАШКЕ-ГОВНЯШКЕ» И ЧЕРНУХЕ В РОССИЙЧСКОМ КИНО

- Только краем уха слышал, поэтому мне сложно рассуждать. Смотря что подразумевать под чернухой? То, что происходит за окном и в душах людей? Да, тогда, наверное, у нас такая жизнь, так складываются обстоятельства. Но при этом у нас есть разные фильмы. Есть светлые, смешные и есть грустные. И аудитория разная. Кино, как любой продукт, делается для зрителя, а не только для самовыражения автора. Так что у серьезных фильмов, таких как «Левиафан», своя аудитория. Например, современные тинейджеры не ходят в библиотеку, но это же не значит, что надо снести все библиотеки. Поэтому и кино есть разных жанров для разных людей. «Левиафан» сложно при этом отнести к одному жанру. Это и детектив, и философская притча, я бы даже назвал его в каком-то смысле древнегреческой трагедией. Конечно, никто не скажет «Вау, это мой любимый фильм, я теперь буду смотреть его каждый день!». Для этого нужно быть мазохистом в душе. Но у «Левиафана» будет свой зритель. Позвольте мне пофантазировать, но я не думаю, что Андрей снимал этот фильм для всех, это не мейнстрим. Вот я вчера смотрел с большим удовольствием фильм «Титаник», но нашу картину я смотрю с не меньшим удовольствием. И они обе имеют право на существование. И «Меланхолию» тоже можно назвать чернухой, но это не чернуха, это размышление о том, кто мы, где мы и почему. Чехов тоже не самый жизнерадостный писатель и драматург. И тем не менее мы находим в нем что-то светлое для себя, тот огонек, который помогает нам идти дальше.

(Анастасия Барышева, Lenta.ru, 14.01.15)

Последние новости