«Ленинград» - «Пляж наш» ****, «Фарш» ****

2014, «Шнурок»/«Союз Мьюзик»

Закон о запрете мата на азартного Сергея Шнурова подействовал возбуждающе: написав песню «Фиаско», обогатившую русский язык выражениями «по пенису» и «до фаллоса», и доведя таким образом ситуацию до абсурда, лидер «Ленинграда» выдал с дюжину отменно нецензурных композиций, в которых применял инвективную лексику пуще обычного. Треки сопровождались видеорядом и сразу выкладывались на сайт группы. Весь 2014 год Шнур снабжал свои новинки многословными философскими трактатами, а некоторые клипы были настоящими шедеврами, и жаль, что их по понятным причинам не покажут по телевизору. К концу года «Ленинград» решил выпустить накопившиеся песни отдельным альбомом, но устроил из релиза одну из излюбленных Шнуровым мистификаций. Однажды он в течение недели анонсировал выпуск одной и той же песни под разными названиями, и показалось, что то же самое он проделает и с пластинкой. Сначала был обещан новый диск под названием «Фарш», затем новый диск под названием «Пляж наш». Общественность уже приготовилась услышать, какие ещё заголовки приготовил хитроумный Шнур, как вдруг «Ленинград» выпустил сразу два альбома - и «Пляж наш», и «Фарш». Довольно быстро выяснилось, что трек-листы обеих пластинок совпадают чуть менее чем полностью: только по две песни на дисках «уникальны», а остальные присутствуют и на том, и на другом альбоме. Какой в этом маркетинговый смысл, да и просто смысл, лидер группы не разъяснил. Вероятно, Шнуров находит известное удовольствие в наблюдении за тем, как публика пытается трактовать его загадки.

Между тем, следить за маркетинговыми причудами не так любопытно, как за творческими виражами «Ленинграда». Даже в рамках одного альбома Шнур демонстрирует невероятную стилистическую амплитуду, а также широту интересов. «Ленинград» постоянно ускользает от попыток себя классифицировать: это и не пятничное буйство для офисного планктона, и не политические памфлеты, и не дамские страдания о мужиках и лабутенах, и не песни диких мужчин - а всё сразу, в самых безумных и неожиданных пропорциях, с рискованными и захватывающими прыжками между жанрами и темами. Как бы мимоходом Шнур умудряется высказываться по острым проблемам современности, стебать коллег, производить изрядное количество мемов и ничуть не стесняться собственных глупых песен, которые тоже есть.

В альбомах «Пляж наш» и «Фарш» Сергей решительно возвращает себе функцию основного вокалиста, позволив Алисе Вокс-Бурмистровой спеть лишь пару сольных песен, причём не самых удачных типа «Патриотки» (ну, и подпевать по мере надобности, как в запоминающемся припеве «Николы»). Лучшее же Шнур забрал себе: буйная композиция «Дорожная» явно встанет в ряд лучших хитов «Ленинграда» всех времён, а «Масштаб» обогатит язык крылатым выражением «баба не моего масштаба» (ибо «выпило всего грамм триста, тут случилось но, я ещё танцую твисты, а она в говно»). «Шлюху» «Ленинград» записывает в стиле госпел, для «Хулинады» придумывает смесь романса с серенадой, а «Пока жив» оказывается задумчивой советской эстрадой и одновременно шансоном. Кроме того, Шнур возвращается к излюбленному диско, записывая бонус-трек «БалаLIKE» с проектом Slider&Magnit.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости