«Две женщины»: Утомленные солнцем ****

Драма «Две женщины» выйдет в широкий прокат 22 января 2015 года. Режиссер: Вера Глаголева. В ролях: Анна Астраханцева, Рэйф Файнс, Александр Балуев и другие.

Сороковые годы XIX века. Деловитый и кряжистый хозяин помещичьей усадьбы Аркадий Ислаев (Александр Балуев) целыми днями контролирует ход полевых и строительных работ. Изнывающая от одиночества его супруга Наталья Петровна (Анна Астраханцева) со скуки влюбляется в 22-летнего учителя Алексея Беляева (Никита Волков). В свою очередь, к последнему неравнодушна семнадцатилетняя воспитанница хозяйки Верочка (Анна Ливанова). А в Наталью Петровну давно и безнадежно влюблен друг семьи Михайла Ракитин (Рэйф Файнс).

Любовный четырехугольник необходимо как-то разбить. Тем более, помещик Ислаев что-то подозревает, студент Беляев вот-вот дрогнет под напором настойчивой Натальи Петровны, а трепетная Верочка слишком импульсивна и неуравновешенна, к тому же к ней сватается отвратительный и недалекий сосед Афанасий Большинцов (Василий Мищенко).

Фильм снят по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». В кратком послесловии к ней сам автор писал:

 - Комедия эта написана четыре года тому назад и никогда не назначалась для сцены. Это собственно не комедия - а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остаётся решить, годится ли она в печати.

Оставим в покое сценическую историю «Месяца в деревне» (вполне, заметим, успешную). Но для киноадаптации пьеса «сгодилась» наилучшим образом. Особенно если учесть, что это – первая полноценная экранизация (если не считать двух телеспектаклей Екатерины Еланской и Анатолия Эфроса).

Режиссер Вера Глаголева соблюла дух времени и передала аутентичную атмосферу дворянских гнезд позапрошлого века. То, за что мы любим «Жестокий романс» и «Несколько дней из жизни Обломова», в «Двух женщинах» тоже содержится с лихвой. Внешне все чинно, благопристойно и безупречно, но уже пропитано едва уловимым запахом тления. Помещики жалуются на леность своих крестьян, с заметным усилием вспоминая при этом слово «работа». Бесприданницы, еще не вкусив настоящей жизни, заранее обрекают себя на брак с нелюбимым человеком. Достопочтенные матроны воспринимают амурные интрижки как единственный способ хоть как-то отвлечься от тотального безделья. А их наиболее утонченные воздыхатели довольствуются неблагодарной ролью новых Чацких. Любовные проблемы можно, конечно, интерпретировать как угодно, но трагедии в них будет не больше, чем в недоигранной партии в шахматы.

Несмотря на это, экранная «Россия, которую мы потеряли» вновь заставит наши сердца биться учащенно. Румяные крестьяне, будто сошедшие с полотен Венецианова, поглощены уборкой хлеба. Антураж усадьбы Глинки в Новоспасском, где проходили съемки фильма, передан настолько убедительно, что можно даже сэкономить на турпоездке в те края. Наряды на производят впечатления бутафорских, а мелькающий в кадре флакончик из-под духов действительно произведен в XIX веке. Наконец, двукратный номинант на «Оскар» Рэйф Файнс погрузился в русскую классику настолько глубоко, что коллеги по съемочной  площадке единодушно признали его своим.

В России появился еще один фильм, который в ближайшие десятилетия без зазрения совести можно будет регулярно показывать по каналу «Культура». И это огромное достижение.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости