«Бабадук»: Ужасы материнской любви от ассистентки Ларса фон Триера ****
Пресс-показ фильма ужасов «Бабадук» ( The Babadook , Австралия, Канада, 2014, режиссер Дженнифер Кент, в ролях – Эсси Дэвис, Ноа Уайзман, Хейли МакЭлхини, Дэниэл Хеншэлл, Барбара Уэст, Тип Пурселл) состоялся 20 января 2015 года в кинотеатре «Формула Кино Горизонт».
Амели (Эсси Дэвис) – женщина, в один день пережившая смерть мужа и рождение сына Сэма. Непростая жизненная ситуация со временем осложняется еще и тем, что мальчику начинают везде мерещиться кошмары. Дело усугубляет вроде как детская книжка про монстра по имени Бабадук. Мать читает сыну про это чудовище и…сама лишается сна и способности отличать вымысел от яви.
«Бабадук» - яркий пример того, как можно и нужно снимать изобретательные и оригинальные психологические хорроры со скромным бюджетом. Учитывая, что сценарием и режиссурой занималась женщина – Дженнифер Кент, некогда ассистировавшая Ларсу фон Триеру на площадке «Догвилля» - то можно сказать, что это новое слово в жанре.
Монстр со смешным именем Бабадук вышел у Кент довольно жутким, но самое страшное в фильме – история матери-одиночки, лишившейся сна и пытающейся справиться с истерией и неврозами своего сына. И метаморфозы, происходящие с женщиной, пугают по-настоящему – так, что все хорроры последнего времени, вышедшие в прокат, все эти поделки про куклу Анабель, экзорцизм и дома, населенные призраками, выглядят беспомощными капустниками.
В этом фильме нет дешевых «Бу!»-эффектов, он постепенно нагнетает атмосферу страха, которая ближе к финалу становится осязаемой. Он задает неприятные вопросы, копается в тех страхах, о которых родители предпочитают не задумываться, «Бабадук» - весьма точное и этим неприятное психологическое исследование материнства. Именно поэтому Кент было так важно подобрать на главные роли актеров, которые бы справились со всеми этим – и Эсси Дэвис и Ноа Уайзман не подвели.
Рейтинг «Бабадука» в западных профильных изданиях потрясает: ресурс Rotten Tomatoes насчитывает 97% положительных рецензий. Многие предлагают довольно лестные сравнения – с «Ребенком Розмари» и «Жильцом» Поланского, «Сиянием» Кубрика и «Изгоняющим дьявола» Фридкина, то есть, ставят дебют австралийки Кент в один ряд с признанными шедеврами жанра. Мы же проявим большую сдержанность и скромно назовем «Бабадук» одним из лучших хорроров этого века. Не зря же сам Фридкин заявил после просмотра «Бабадука» в твиттере: «Никогда не видел настолько пугающего фильма… Он испугает вас до чертиков, как напугал и меня».
Денис Шлянцев, InterMedia