«30.02» - «Звёзды в лужах» ***
2014, SBA
У группы «30.02» («30 февраля») есть один хит - он называется так же, как и этот альбом. Музыканты придумали не вполне обычный формат: куплеты у них представляют собой нечто среднее между рэп-речитативом и spoken word, а в припеве - проникновенная лирическая мелодия и такой же текст. Кстати, «Звёзды в лужах» впервые прозвучали по Первому каналу в исполнении Дениса Майданова, который представил песню в рамках программы «Универсальный артист» на этапе «Хип-хоп». Его немножко покритиковали за несоответствие заявленному жанру, но песня запомнилась, что в версии Майданова, что в версии «30.02». Собственно, всё получилось благодаря припеву - он попадает в яблочко, привязывается, заставляет с интересом ждать альбома и искать другие песни и информацию о группе.
И вот тут заинтересовавшихся ждёт облом. Интернет-поисковики констатируют полнейший провал «30.02» по части пиара. Вместо одной-единственной внятной биографии по сети разлетелись копипасты бездарного пресс-релиза: «музыканты, которые основательно преданы своему делу», «состоит из двух молодых и амбициозных музыкантов». Зовут их Михаил Шалманов и Валентин Ткач, на обложке альбома они сидят рядком на диванчике. Когда мужской дуэт поёт абстрактные песни о любви, это может вызвать вопросы относительно предполагаемого объекта этих размышлений. Был бы один человек или группа с лидером - выглядело бы более естественно. Кроме того, выяснилось, что Михаил и Валентин только исполнители, а песни для них пишет третий мужчина, Александр Хорошковатый.
Ну ладно, с пиаром не срослось, может, альбом оправдает ожидания, заданные заглавной песней? Может, в арсенале группы есть какие-то ещё приёмы?
Ответы отрицательные. «Молодые и амбициозные музыканты», а также их продюсеры, а также их автор решили не искать от добра добра и применили во всех десяти треках найденную формулу «мелодекламация с припевом». Переборы акустических гитар, негромкие философские размышления, мелодичный речитатив, как бы красивые образы («прокуренное кафе», «асфальтные нитки») - всё это повторяется от песни к песне. Что ж, проект нашёл свой оригинальный стиль, и это, несомненно, является плюсом. Но слушатель, только знакомящийся с музыкой «30.02», возможно, захочет оценить возможности группы в каких-то смежных жанрах - однако на это дуэт на альбоме не разменивается. И тут команду, нашедшую свой стиль, поджидает серьёзная опасность: оказывается, совершенно нереально сделать в этом найденном жанре десять запоминающихся песен подряд. В большинстве треков пластинки образы и мелодии оборачиваются банальностями. Очень сложно удержать внимание слушателя, предлагая ему только тихие песни с отвлечёнными текстами. В результате, помимо заглавной песни, об успехе можно говорить только ещё в двух случаях, но для этого группе приходится повышать градус драматизма. Как только солисты включают некую взволнованность подачи и поют о реальной жизни, получаются композиции «Я верю» и «Примером», которые, впрочем, слишком серьёзны и даже «загрузочны», чтобы повторить славу первого хита.
Алексей Мажаев, InterMedia