«Игра в имитацию»: Посмертная реабилитация гения ****
Пресс-показ биографической драмы «Игра в имитацию» (Великобритания, США, 2014, The Imitation Game , режиссер Мортен Тильдум, в ролях – Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэтью Гуд, Рори Киннер, Аллен Лич, Мэтью Бирд, Чарльз Дэнс, Марк Стронг) состоялся 26 января 2015 года в кинотеатре «Формула Кино Европа».
Биографическая драма «Игра в имитацию», поставленная по документальной книге Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма», рассказывает о выдающемся английском математике и криптографе по имени Алан Тьюринг (Бенедикт Камбербэтч). Во время Второй мировой войны этот человек помог взломать секретный код нацистов Enigma, создав своего рода компьютер. Этот исторически важный проект оставался засекреченным еще в течение полувека после окончания войны, а его создатель так и не дождался благодарности. Будучи гомосексуалистом, Тьюринг совершил самоубийство после обвинения суда в непристойном поведении.
«Игра в имитацию» - трагическая история непонятого и непризнанного гения-эксцентрика, через которую проходит (герои повторяют ее, по меньшей мере, три раза) красной нитью мысль о том, что иногда тот, кто ничего из себя не представляет, может создать то, что другие и представить не могут. Кроме этого, в посмертно реабилитирующем Тьюринга повествовании отчетливо чувствуется запоздалое раскаяние – что ж, лучше поздно, чем никогда.
Восемь номинаций на «Оскар», пять номинаций на «Золотой глобус», девять номинаций Британской академии – неполный перечень достижений «Игры», и если вам не за кого болеть на вручении наград Американской киноакадемии, держите кулаки за Бенедикта Камбербэтча. Сыграв Шерлока Холмса, Джулиана Ассанжа и дракона Смауга, похоже, актер достиг пика формы и выдал поистине великолепную игру, на фоне которой теряется даже Кира Найтли (также в актерском ансамбле имеются неплохие актеры вроде Марка Стронга, Мэтью Гуда и Чарльза Дэнса).
Это по-хорошему старомодная биография, которая вовремя нажимает на нужные клавиши и педали: вызывает ком в горле, слезы, радость, грустную улыбку; это – трогательное посвящение невероятно талантливому человеку, чья деятельность, по подсчетам историков, укоротила войну на два года и спасла 14 млн жизней, и с которым так несправедливо обошлись на родине.
Взломать код не означает выиграть войну. Узнав планы командования нацистов, союзники не могли и не имели морального права воспользоваться всей известной им информацией, опасаясь того, что немцы перейдут на другой код – и эта трагедия добавляет глубину и без того многослойной драме.
Отдельно стоит упомянуть, что «Игра в имитацию» не выпячивает тему гомосексуальности главного героя (как бы в отместку тем, кто считает, что «Оскара» дают лишь картинам о чернокожих одноногих лесбиянках). Несомненно, знание о судьбе Тьюринга добавляет трагизма, но, в целом, его личная жизнь, говорит нам режиссер, никого не касается, поэтому в фильме остаются лишь намеки, попытка заключить фиктивный брак и трогательный рассказ о детской дружбе, переросшей во влюбленность.
Если же «Игра в имитацию» перевоспитает, сделает хотя бы часть российских зрителей менее гомофобными, более открытыми многообразию мира - можно считать, план-максимум выполнен.
Денис Шлянцев, InterMedia