«Книга жизни»: Чем матадоров больше – тем их меньше ****
Пресс-показ мультфильма «Книга жизни» состоялся 16 февраля 2015 года в кинотеатре «Формула Кино Сити». В широкий прокат картина выйдет 26 февраля. Режиссер – Хорхе Р. Гутьеррес, продюсер – Гильермо дель Торо. Роли в оригинале озвучивали Диего Луна, Зои Салдана, Ченнинг Татум, Рон Перлман, Кейт Дель Кастильо, Айс Кьюб, Дэнни Трехо, Пласидо Доминго.
Духи Катарины Ла Муэрте, руководящей Царством Незабытых, и Шибальбы, возглавляющего Царство Забытых, посещают деревушку Сан Анхель в традиционный для мексиканцев праздник – День Мертвых. Там они встречают двух мальчишек - Маноло и Хоакина - желающих завоевать сердце Марии, и заключают пари. Катарина считает, что в будущем Мария выйдет замуж за Маноло, тогда как Шибальба ставит на Хоакина.
Маноло – каноничный романтический герой, искренне влюбленный, трогательно добрый, никем не понятый и играющий на гитаре. Хоакин же самолюбив и тщеславен: ради исключительного статуса в деревне он проявляет истинные чудеса отваги во время атак бандитов, ради него же намеревается сыграть свадьбу с дочерью главы города. Персонажи кажутся совершенно разными, но они схожи в одном – оба вынуждены жить чужими идеалами, чтобы походить на своих прославленных предков. Так, Маноло происходит из древнего рода матадоров, но за свою жизнь не убил ни одного быка. Хоакин же изо всех сил пытается дотянуться до пьедестала своего прославленного отца, главного героя города. Мужчины сталкиваются в борьбе за прекрасную даму, но коварный Шибальба не хочет проигрывать – он наделяет своего протеже артефактом, дарующим бессмертие, и обманом отравляет Маноло. Теперь юноша должен пройти множество испытаний в мире мертвых, чтобы заслужить право вернуться к жизни и в честном бою завоевать сердце любимой девушки.
«Книга жизни» – первая полнометражная работа мексиканского режиссера Хорхе Р. Гутьерреса. Полезным оказалось продюсирование картины еще одним мексиканцем – Гильермо дель Торо. Сразу видно, с какой любовью ими создавался этот красочный мир, как детально прорабатывались персонажи, декорации, царства живых и мертвых. Авторы старались не просто рассказать историю о любви, но и передать национальный колорит. Это более чем удалось: фильм явно не вписывается в набившие оскомину диснеевские каноны.
У «Книги жизни» очень своеобразный визуальный ряд – она кажется не столько нарисованной, сколько кукольной. В мире живых полно абсурда, комичных и фантасмагорических персонажей, но в царстве мертвых буйство красок окончательно поражает воображение. В эту яркость и пестроту, как ни странно, очень органично вписываются черепушечки, гробики, крестики и другие, казалось бы, мрачные атрибуты культа. Инородным кажется разве что акцент Свечника, явно не вписывающийся в мексиканский антураж.
Вопиющая жизнерадостность сразу ставит фильм на другую доску, нежели бертоновский «Труп невесты» с, в общем-то, сходным сюжетом. Кстати, по этой причине «Книга жизни» отлично подойдет даже маленьким зрителям – она при всем желании не может показаться страшной, зато смешной, трогательной и жизнеутверждающей – вполне. Семейство неудержимых мексиканских матадоров очень доходчиво объясняет, как искренне любить, ярко жить и ради чего не жалко помирать. Разумеется, с песней, и так, чтобы живые еще долго вспоминали.
Павел Соломатин, InterMedia