Алексей Любимов - «Колибри». Иллюстрированная история группы» ****
2015, «Амфора»
В «амфоровской» серии «Легенды нашего рока» вышло немало вполне предсказуемых биографий, а также несколько не вполне удавшихся историй, однако некоторые томики оправдывают всю затею издательства. К последним относится, в частности, иллюстрированная история группы «Колибри». Этот удивительный дамский коллектив, максимально непохожий на гёрлз-бэнд, биографии, казалось бы, вообще не имел. Знания о «Колибри» складывались у публики больше из легенд и фантазий, чем из фактов, да и в своих интервью участницы квартета выглядели полными абсурдных планов свиристелками, а не музыкантами, твёрдо стоящими на земле. Когда-то про «Колибри» говорили, что это «жёны «Аквариума», потом под микроскопом изучали фразу на обложке пластинки «Манера поведения» «посвящается всем мужчинам, сумевшим». Каким мужчинам? Что сумевшим? Музыка группы совершенно не вписывалась ни в поп, ни в русский рок, хотя в ленинградской рок-тусовке группа смотрелась, конечно, вполне органично. Затем «Колибри» записали дурацкую пародийную песню «Жёлтый лист осенний», которая через каких-то два-три года после создания стала великим поп-хитом. Потом квартет стал трио, много раз менял аккомпанирующих и звукозаписывающих мужчин, окончательно перешёл в мало кому интересную инди-нишу и сейчас ведёт сугубо виртуальное существование.
Всё это не было описано, пока за дело не взялся Алексей Любимов. Весьма посредственно справившись с биографией Майка Науменко и «Зоопарка», в случае с «Колибри» автор оказался конгениален группе. У Любимова по-прежнему весьма сложные отношения со структурированием текста. Биографию «Колибри» он условно разбил на именные разделы «Наташа», «Лена», «Инна» и «Ира», но сам же не стал соблюдать эту концепцию. Параллельно с рассказом о каждой из солисток ведётся хронологическое повествование об истории группы - и именно такой подход оказался единственно приемлемым: из него складывается весьма точное понимание, что такое «Колибри», чем они вдохновлялись и какие чудеса с ними происходили. Помимо цитат самих участниц группы, о «Колибри» рассказывают Вячеслав Полунин, Евгений Фёдоров и многочисленные ленинградские музыканты, сотрудничавшие с «тропическими птицами». На выходе получается объёмная картина, «биография в 3D». Особое очарование книге придают нежные пикировки солисток и их самоироничные воспоминания - Наташа, Лена, Инна и Ира всегда были абсолютно разными, но на довольно продолжительном этапе их сотрудничество приводило к впечатляющим результатам.
Читатели узнают, что «Жёлтый лист осенний» родился у Елены Юдановой как раздражённая пародия на идиотскую песню «Красишь ты ресницы в ярко-синий цвет, ждёшь любви прекрасной, а её всё нет» в исполнении певицы Барби, про которую вряд ли напишут книгу. Читателям будет сложно сдержать слёзы на страницах, посвящённых гибели Натальи Пивоваровой и её неосуществлённым наполеоновским планам. А читателю, помнящему «Не рядом», «Фудзи» и «Негра в автобусе», станет окончательно понятно, почему в XXI веке «Колибри» не сочинили больше ничего подобного.
Рита Скитер, InterMedia