«Дивергент, глава 2: Инсургент»: Магический театр имени Бонни и Клайда ****
Фантастический боевик «Дивергент, глава 2: Инсургент» выйдет на российские экраны 19 марта 2015 года. Режиссер: Роберт Швентке. В ролях: Шейлин Вудли, Майлз Теллер, Тео Джеймс, Кейт Уинслет и другие.
Разносторонняя девушка Трис (Шейлин Вудли) в компании своего верного друга Фора (Тео Джеймс) и еще парочки представителей фракции «бесстрашных» пытается укрыться от всевидящего ока диктаторши Джанин (Кейт Уинслет). Долго отсидеться в лагере «дружелюбных» беглецам не удается: на них вновь объявлена охота. Взяв в союзники анархических «изгоев» и оставшихся «бесстрашных», Трис и Фор планируют очередное восстание.
Свехспособности главной героини никуда не улетучились, но вот с самоидентификацией она теперь испытывает большие проблемы. Трис никак не может себе простить гибель родителей и отчужденность брата. К тому же новые конфликты союзников ей не прибавляют. Еще немного – и, кажется, девушка окончательно утратит веру в себя и наделает глупостей. Но тут ее недюжинными талантами решает воспользоваться неугомонная Джанин, чтобы получить доступ к некой зашифрованной информации, хранящейся в таинственной пятигранной капсуле.
«Дивергент» - легкое чтиво для подростков от успешной американской писательницы Виктории Ротт. Сразу после выхода в 2011 году книга вошла во всевозможные топы, поэтому последовало продолжение в виде романов «Инсургент» и «Аллигент». Суммарный тираж трилогии составил более 30 млн экземпляров. Неудивительно, что кинематографисты тоже куют железо, не отходя от кассы. «Инсургент» вышел спустя год после первого «Дивергента», принесшего создателям 264 млн долларов.
«Инсургент» берет зрителя в оборот сразу – без флешбеков и прелюдий. Не успев преодолеть одну полосу препятствий, герои вынуждены проходить через новые испытания. Локации меняются со скоростью света: на смену залитым солнцем лугам безмятежных «детей цветов» приходят испещренные «наскальной живописью» индустриальные пещеры изгоев, а потом и цивильные интерьеры педантичных «искренних». Зрелищных боев хватает, но все же центр тяжести перенесен на борьбу Трис с внутренними демонами, которые оказываются сильнее и коварнее любой угрозы извне.
Как известно, замысел первого романа Виктории Ротт возник из студенческих тестов по психологии. Отсылка к «психологическим типам» Карла-Густава Юнга, пунктирно намеченная в «Дивергенте», в продолжении прослеживается еще явственнее. Верность одной доминирующей черте характера (будь то искренность, дружелюбие, бесстрашие, отречение и эрудиция) сама по себе похвальна, но чрезмерное зацикливание ней приводит к быстрой деградации и к нарастанию центробежных тенденций. Не потому ли наиболее фанатичные последователи той или иной системы в фильме могут легко переметнуться в стан вчерашних врагов и совершать непредсказуемые поступки?
Юношам и девушкам, обдумывающим житье, «Инсургент» покажется незаменимым. Тем, кто опротивел сам себе, окончательно запутался и остался в недружелюбном мире совсем один, фильм даст конкретное руководство к действию без пустых нравоучений и бессмысленных упреков. Путь к цельности натуры раскрывается через яркие и шокирующие галлюциногенные образы в духе «магического театра» из романа Германа Гессе «Степной волк». Зато поводов пожалеть себя и отнестись с известной долей снисхождения к собственным недостаткам фильм уж точно не даст.
Иллюзий относительно окружающей действительности создатели фильма также не оставляют. Политические интриги, навешивание всех собак на оппозицию, предательство друзей ради должности в правительстве, беззастенчивое манипулирование массовым сознанием – все это нам, увы, знакомо и без «Дивергента». Стоит ли удивляться, что союзников у главных героев нет, и рассчитывать они могут, как Бонни и Клайд, исключительно друг на друга? Хочется верить, что финальный фильм трилогии научит обретать не только мир в душе, но и почву под ногами.
Денис Ступников,InterMedia