Алексей Хвостенко - «Скорпион» ***
2014, «Геометрия»
На этой пластинке Алексей «Хвост» Хвостенко читает собственные стихи и басни под авангардное музыкальное сопровождение Анатолия Герасимова и группы «АукцЫон». Хвост здесь во всех смыслах в своём репертуаре: он и пел примерно так же, как декламировал стихи - надреснутым ёрническим голосом, далёким от благозвучия. Аккомпанемент, собственно, вполне соответствует этой манере. Благообразие и мелодизм произведения Хвостенко всегда приобретали в чужом исполнении - вспомним хотя бы «Над небом голубым» Бориса Гребенщикова и «Орландину» группы «Колибри». Альбом «Скорпион», пусть тут и стихи записаны, встаёт в один ряд с другими работами Хвоста, предназначенными сугубо для любителей или тех, кто стесняется признаться, что ему на самом деле такая музыка не нравится. Казалось бы - ну, очередное переиздание «Геометрии», как всегда, красивое, но при этом и необязательное.
Всё это не совсем так. Диск «Скорпион» доселе никогда не издавался и является одной из последних прижизненных записей Алексея Хвостенко. Об этом в буклете подробно рассказывает статья Сергея Гурьева. Вернувшего российское гражданство и надолго приехавшего в Россию Хвоста в 2004 году уговорили записать на плёнку свои стихи. Тот в своей манере посопротивлялся, да и в процессе записи предлагал бросить это дело да и выпить вина, но всё же в прекрасный майский день на московской квартире у первой жены Алисы Туровой наговорил 22 текста - в своей узнаваемой артистичной манере. Музыку планировалось наложить позднее, но 30 ноября того же года Хвост умер от воспаления лёгких. «Все участники процесса были деморализованы, запись надолго легла на полку», - менее экспрессивно, чем обычно, констатирует Гурьев. Спокойный тон повествования оттеняется его драматичным содержанием: о записи вспомнили только в 2013-м, когда Анатолий Герасимов уже серьёзно болел. Он успел записать партии саксофон для половины треков, после чего тоже умер.
Лидер «АукцЫона» Леонид Фёдоров подхватил вторично выпавшее знамя и, невзирая на зловещую ауру, которая начала сгущаться над проектом, довёл музыкальную работу над альбомом до конца. Естественно, были приглашены ещё несколько музыкантов «АукцЫона» и читающие стихи дети, а некоторые идеи Герасимова Фёдоров творчески переосмыслил. Стало ли от этого лучше или хуже, мы сравнить уже не сможем - получилось как есть. Зато можно сравнить напечатанные в буклете тексты Алексея Львовича с ними же в авторском исполнении.
Альбом «Скорпион» всячески рекомендуется искренним любителям творчества Хвоста, а также интересующимся, для которых в буклете содержится трактат Натальи Вишняковой «Последний вагант». Кроме того, работа определённо должна привлечь внимание мистиков - нечасто ведь встречаешь альбом, который стал последним в жизни двух их трёх ключевых участников процесса. Надеемся, что с остальными фигурантами всё будет хорошо.
Алексей Мажаев, InterMedia