«Свинцовый туман» - «Я снова свой» **
2015, Ussuri Music
Для альбома, выходящего через 18 лет после предыдущего, «Я снова свой» «Свинцового тумана» появился как-то слишком буднично. Полагаю, об этом релизе узнали только те, кто за эти десятилетия не успел забыть название группы Дмитрия Нестерова. Они же, пожалуй, окажутся и единственными слушателями диска. Для остальных знакомство с альбомом может носит только историко-культурологический интерес - и то не факт, что, удовлетворив его, любопытный не пожалеет о потраченном времени.
«Свинцовый туман» немного промахнулся со временем. Пропагандируя в середине 90-х «новую гитарную музыку», Нестеров вызывал в основном недоумённые взгляды. У «Свинцового тумана» был подлейбл на фирме звукозаписи, своя серия сборников, но если сейчас пролистать их трек-листы, узнаваемым покажется только название «Танцы минус». «Туман» всего несколько лет не дотянул до ренессанса «новой гитарной музыки», которая, правда, называлась уже по-другому и пропагандировалась «Нашим радио». Ещё через несколько лет эта волна погрязла в трясине самоповторов и тоже сошла на нет. Если сравнивать сегодня «Свинцовый туман»-95 с какой-нибудь группой «Сегодня ночью»-2005, можно удивиться схожести их «музык», а также некой вялости подачи своего месседжа. Вывод: «Свинцовый туман» своими песнями проиллюстрировал будущий закат гитарной музыки.
Впрочем, не исключено, что группе тогда не хватило не только правильных медиа-ресурсов, но и собственной харизмы. Всё это звучало миленько, но не захватывающе; группу можно было уважать за перпендикулярный телепопсе путь, но сложно было влюбляться в её песни. В 2003 году «Свинцовый туман» официально завершил карьеру. Оставив музыку, Нестеров работал то ли политологом, то ли политтехнологом, и судя по всему, более успешно, чем в шоу-бизнесе. Но не настолько, чтобы устраивать из возвращения группы яркую ослепительную пиар-кампанию. Хотя можно воспринимать это и иначе: маститый политтехнолог возвращается к скромному музыкальному хобби - наверняка это заинтересует как минимум старых поклонников.
В принципе, можно было предположить, что новый «Свинцовый туман» не будет существенно отличаться от старого - но чтобы настолько? Однако. Дмитрий Нестеров отправляет слушателей обратно в 90-е, причём в придуманные им самим: тогда молодые романтики с гитарами пытались играть музыку, которую страна не очень-то хотела слушать. Сегодня «Свинцовый туман» делает ровно то же самое, показывая, что ему нипочём ни собственное взросление, ни ход истории. Слушая «Я снова свой», трудно не поймать себя на мысли, что альбом ни разу не новый - а давно записанный и почему-то не изданный в своё время. И в условиях традиционного отсутствия ярких хитов пластинка способна вызвать какие-то эмоции лишь у немногочисленных ностальгирующих.
Удивить «Свинцовый туман» сумел лишь тех, кто дослушал до одиннадцатого трека: это кавер-версия на песню... «Три танкиста». Не знаю, связан ли выбор композиции с нынешней основной профессией Нестерова, но пограничные самураи явно вызывают у него больше эмоций, чем собственные абстрактные мечтания: тут и дамские подпевки появились, и бодрая аранжировка, и в манере вокалиста зазвучала какие-то ранее неведомая удаль. Если за следующие 18 лет «Свинцовому туману» удастся ангажировать столь же талантливого композитора, как братья Покрасс, то группу определённо ждёт успех.
Алексей Мажаев, InterMedia