«Битва за Севастополь»: Три войны снайпера Людмилы Павличенко ****
Военная драма «Битва за Севастополь» выйдет на российские экраны 2 апреля 2015 года. Режиссер: Сергей Мокрицкий. В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Джоан Блэкэм и другие.
Во время Великой Отечественной снайпер Людмила Павличенко уничтожила 309 солдат неприятельской армии. Байопик «Битва за Севастополь» повествует, как она дошла до жизни такой.
За четыре года до нападения Германии на СССР Людмила поступила на истфак Киевского университета. Там у нее обнаружилась склонность к меткой стрельбе, благодаря которой девушку сразу же отправили на экспресс-курсы для снайперов. Научившись попадать точно в цель, Людмила не стала кичиться своими успехами: она и помыслить не могла, что ей придется применить обретенный навык на практике.
Реальность оказалась суровее: война застала Павличенко в Одессе, с 22 июня 1941 года оказавшейся под непосредственной угрозой оккупации. Несмотря на то, что неровно дышавший к Люсе молодой доктор Борис пообещал выбить бронь, девушка немедленно отправилась на фронт и азартно начала вести счет подстреленным «фрицам». В 1942-м после тяжелого ранения, чудом вырвавшись из зоны оккупации, Павличенко отправилась на студенческий конгресс в США, где завела дружбу с женой американского президента Элеонорой Рузвельт.
Затеянный к 70-летию Победы российско-украинский проект приятно удивляет своей достоверностью. Мы уже успели как-то смириться с тем, что ради красного словца и эффектных сцен наши кинематографисты не щадили ни Высоцкого, ни Харламова, ни Поддубного. Поначалу сомнительными байками изобиловал и сценарий «Битвы за Севастополь», но с после прихода режиссера Сергея Мокрицкого от недостоверных подробностей решили отказаться, дабы лишний раз не расстраивать оставшихся в живых ветеранов. Как водится, реальность действительно оказалась намного интереснее натужных выдумок, ведь Павличенко, став героиней баллады кантри-певца Вуди Гатри, не побоялась бросить в лицо конгрессменам: «Не кажется ли вам, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Все это нашло отражение и в фильме.
О Павличенко говорили, что она из всех своих войн вышла безоговорочным победителем. «Битва за Севастополь» повествует минимум о трех войнах героини: на личном фронте, с немецкими захватчиками и на международной арене. Трехчастная композиция фильма выстроена так мастерски, что от происходящего на экране невозможно отвлечься. Вот юная Люся явно страдает от холодности сурового отца-НКВДшника и всеми силами стремится доказать ему свою состоятельность. Вот на войне она с садистским удовольствием медленно убивает противника, а напарник преподает ей урок милосердия. Вот на официальном приеме США девушка оказывается меж двух огней, эффективно давая отпор как недружелюбным хозяевам, так и напряженному советскому надсмотрщику из «органов».
Исполнительнице роли Павличенко Юлии Пересильд досталась трудная задача. В фильме сложно выделить какие-то этапы духовного роста героини, поскольку, получив спартанское воспитание, она привыкла держать эмоции в себе и не выставлять сомнения напоказ. Так что актрисе удалось достичь поразительного баланса между постоянной внутренней борьбой и внешней невозмутимостью. Это ее триумф и ее вершина (на данный момент). Соответственно, эпическое название «Битва за Севастополь» немного не соответствует жанру картины, все-таки больше посвященной роли личности в истории, нежели батальной хронике.
Впечатления от просмотра портит разве что саундтрек. Перепетая Полиной Гагариной «Кукушка» Виктора Цоя возвращает нас в опостылевшую реальность всеобщего кризиса идей и отсутствия вменяемого креатива. Возникает нелицеприятный вопрос: а достойны ли мы подвигов Людмилы Павличенко, если даже не способны посвятить ей новую хорошую песню?
Денис Ступников, InterMedia