«Сын Хамас»: Изображая жертву ****
Документальный фильм «Сын Хамас» вышел на российские экраны 19 марта 2015 года.Режиссер: Надав Ширман. В ролях: Мосаб Хассан Юсеф, Гонен Бен Ицхак, Шейх Хассан Юсеф и другие.
В 1993-м году премьер-министр Израиля Ицхак Рабин заключил долгожданное перемирие с палестинским лидером Ясиром Арафатом. Историческое решение просуществовало всего два года. 4 ноября 1995-го Рабин был вероломно убит, и обе страны вновь захлебнулись кровью. Основная нагрузка по предотвращению терактов легла на израильские спецслужбы «Шин Бет», которым однажды удалось завербовать сына исламского лидера Хассана Юссефа, глупо попавшегося при попытке перевезти полученное от кузена оружие.
Семнадцатилетний Мосаб Хассан Юсеф поначалу надеялся во всем признаться соплеменникам и получить от них поддержку и сочувствие. Однако палестинцы с такими, как он, особо не церемонились. В отличие от них, вербовщик Мосаба Гонен Бен Ицхак проявил к юноше сострадание. Духовную связь, которая образовалась между контрразведчиком и его жертвой, можно было бы списать на пресловутый стокгольмский синдром, но в реальности все оказалось намного сложнее. Дело дошло до того, что Мосаб в какой-то момент взял инициативу в свои руки и выручил многих своих земляков.
Документальный фильм «Сын Хамас» - это история изгоя, у которого, казалось бы, не было ни малейшего шанса сохранить человеческое достоинство. Лента снята в форме исповеди, чем объясняется ее предельно аскетический антураж. В центре повествования лишь два чередующихся интервью – с Мосабом и с Гоненом. Все остальное – редкие документальные кадры с мусульманскими повстанцами, условные постановочные сцены в тюрьме и унылые ближневосточные пейзажи.
Ни для кого не секрет, что вербовщики – гениальные психологи, которые безошибочно вычисляют слабые стороны своих подопечных, хладнокровно ведя своеобразную шахматную партию к желаемому результату (достаточно вспомнить свежий шпионский детектив «Самый опасный человек», ставший лебединой песней Филиппа Сеймура Хоффмана). В случае с Гоненом тщательно отлаженная система, казалось бы, дала сбой, но это только на первый взгляд. Да, вербовщик потерял работу, а его агент был вынужден бежать в чужую страну. Тем не менее, в конце концов, они совместными усилиями спасли десятки человеческих жизней, сумели сохранить добрые человеческие отношения и поддержали друг друга в ответственный момент.
Феноменальное сотрудничество израильтянина и палестинца принесло не только политические плоды. Благодаря чуткости Гонена Мосаб сумел преодолеть последствия сильнейшей детской психологической травмы и переродиться. Даже внешне это уже совсем другой человек, выгодно отличающийся от себя 20-летней давности. Надо полагать, не последнюю роль в таком исходе сыграло христианство, которое Мосаб принял задолго до своего бегства в США. Так что чисто конъюнктурные соображения здесь исключены.
«Сын Хамас» опирается на одноименную книгу главного героя, из которой создатели картины позаимствовали лишь событийный костяк, удержавшись от соблазна экранизировать пикантные подробности вроде пыток Леонардом Коэном или сбора секс-досье. По сравнению с недюжинным нравственным потенциалом Мосаба и Гонена, все это действительно кажется не заслуживающей внимания шелухой.
Денис Ступников,InterMedia