София Курбатова - «Саманта Смит» ***
2015, «Студия Союз»
Наверно, нужно напомнить, кто такая Саманта Смит. Это американская школьница, которая в 1983 году написала новому советскому лидеру Андропову письмо с вопросом, почему тот хочет сбросить на её страну ядерную бомбу (интересно, что спустя двадцать с небольшим лет эта тема вновь стала актуальной). Через несколько месяцев (электронной почты тогда не было, а бюрократия была) Юрий Владимирович решил ответить 10-летней американке. Вместо того чтобы поймать девочку и поцеловать в живот, генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза надиктовал очень миролюбивое послание, в котором пригласил мисс Смит к нам в страну (причём в Крым), чтобы она вместе со своими родителями могла лично убедиться в том, что мы не империя зла. Летом 1983 года Саманта прилетела в «Артек». О её визите сообщили все советские газеты и телеканалы, и девочка стала знаменитой. Этому способствовало редкое обаяние Саманты Смит, улыбку которой полюбили и пионеры в «Артеке», и все советские люди. Пусть вся эта «народная дипломатия» была срежиссированной, но Саманта была такой искренней, что благодаря ей население СССР и США стало меньше бояться ядерной войны. Правда-правда.
В августе 1985 года Саманта Смит и её отец погибли в авиакатастрофе на маленьком двухмоторном самолёте. Некоторые увидели в этом руку ЦРУ, некоторые - руку КГБ, но здравомыслящие знали, что виноваты были сложные метеоусловия и плохая видимость; пилот промахнулся мимо взлётно-посадочной полосы. Саманте было 13, мы с ней ровесники.
Саманту помнят, но мне казалось, что не настолько, чтобы юные певицы называли в честь неё свои дебютные альбомы. Между тем, «Саманта Смит» - не только альбом Софии Курбатовой, которую некоторые источники называют группой «София Курбатова», но и лучшая песня с него. Мелодичный и трогательный припев этого трека заслуживает того, чтобы послушать его раз десять - ну а потом вы уже сами будете несколько дней петь строчки «никто нас не простит, ты зря глядишь на небо, там бога больше нету, там звёзды и гранит, никто нас не простит, ты зря глядишь на небо, там бога больше нету, там есть Саманта Смит». Это и заявка на попадание во всевозможные объективные хит-парады, и повод повнимательнее прислушаться к дебютнику, выполненному в диапазоне от гитарного рока до ироничной поп-музыки. У Софии довольно запоминающийся и неплохо поставленный голос, а также понятное стремление впихнуть в первый альбом все музыкальные упражнения, отличающиеся друг от друга довольно радикально. Опытный продюсер определённо убрал бы из трек-листа крайности и провалы, но с такой амплитудой между удачными и неудачными песнями альбом слушать даже интереснее. Пластинка начинается с яркой и яростной композиции «Живой» на грани альтернативного рока, а затем Курбатова демонстрирует смелое чувство юмора и умение петь зашкаливающе высоко в произведении «Худей». Истеричный женский рок «Не сделаешь это» сменяется великолепно нежной «Самантой Смит» и мелодичной «Казалось» с ещё одним мощным припевом. Тут же певица удивляет кабареточной «Улицей Чехова» и панибратски обращающимися к девушкам-неудачницам «Числами». Монотонная «Нокия» сменяется торжественной «Моей Атлантидой», которую могла бы написать Диана Арбенина, а также есть псевдоюмористическая «Девушки не любят танго», чрезмерно театрализованная «Бьорк» и «Запад-Восток» в духе русского женского рока. При этом в треках почти всех жанров можно расслышать какое-то зерно, намекающее на перспективы и развитие. Но на мой вкус, Софье лучше развиваться в направлении, заявленном в заглавной песне. А Саманта Смит поможет с небес.
Алексей Мажаев,InterMedia