«Номер 44»: Чикатило сталинских времен ***

Исторический триллер «Номер 44» выйдет в российский прокат 15 апреля 2015 года. Режиссер: Даниэль Эспиноса. В ролях: Том Харди, Гари Олдман, Нуми Рапас и др.

Во время голодомора подросток теряет родителей. Мальчишка настолько подавлен, что даже не желает сообщать своего имени своему спасителю, и тот называет приемыша Львом. Оправдывая свое новое имя, Лев Демидов (Том Харди) в ходе штурма Рейхстаг бьется, как дикий зверь, а его однополчанин Василий Никитин (Юэль Киннаман) прячется за спинами товарищей. К 1953 году Лев и Василий вместе тянут лямку в НКВД. Первый все такой же горячий и отважный, а второй предпочитает действовать исподтишка и ищет подходящего момента, чтобы отомстить сопернику.

Случай предоставляется довольно быстро. Поймав очередного «предателя» Анатолия Бродского, Василий выбивает из него показания против жены Льва Раисы (Нуми Рапас). Демидову предлагают отречься от супруги, но тот с гневом отказывается, и пару ссылают в провинциальный город Вольск. Еще в Москве наш герой столкнулся с убийством мальчика, которое органы госбезопасности объявили несчастным случаем. В Вольске происходят похожие преступления и Демидов, ставший обычным милиционерам, берется распутать это дело. Ему помогает бравый генерал Михаил Нестеров (Гэри Олдмен), который поначалу с неприязнью отнесся к московскому гостю, но постепенно проникся его методами работы. Над ними сгущаются тучи, поскольку кровожадный Василий жаждет добить Льва, заручившись поддержкой могущественного майора Кузьмина (Венсан Кассель).

«Номер 44» - это экранизация дебютного бестселлера Тома Роба Смита «Малыш №44». Переведенным на 22 языка романом заинтересовался Ридли Скотт, который планировал снимать фильм сам, но потом поручил эту миссию Даниэлю Эспинозе, снявшему самый кассовый шведский фильм «Шальные деньги».

Поборникам исторической достоверности этот фильм лучше не смотреть. «Номер 44» не осуществляет никакой просветительской функции, поскольку здесь нет ни одного факта, который можно использовать для расширения собственного кругозора. Ряд эпизодов сопоставим с псевдоисторическими байками в духе знаменитой мистификации Кирилла Немоляева и Николая Семашко «Истерия СССР». Так, если верить авторам картины, именно Лев Демидов водружал знамя над Рейхстагом, поскольку его однополчанин портил кадр целым арсеналом трофейных часов на руке. Это называется слышать звон, но не знать где он.

Москва 40-х годов изображена в «Номере 44» как город серых зданий, похожих на казематы, и пустынных узких улочек, по которым ездят лишь «воронки» да асфальтоукладчики. В одном из эпизодов жена Демидова говорит о визите к врачу на проспекте Мира, но мрачная картинка никак не вяжется у зрителя со столь красивым местом. Еще бы, ведь советскую столицу снимали в чешском Кралуве-Двуре. Как городок с семитысячным населением может изобразить крупный мегаполис мира, непонятно. Прочие российские населенные пункты – Вольск, Владимир, Ростов-на-Дону – свалены в одну кучу и находятся, согласно сценарию, на одной железнодорожной ветке, где творил свои черные дела маньяк, прототипом которого является сам Чикатило!

Сюрреализм происходящего усиливается прекрасными в своей абсурдности диалогами, вроде такого:

- Я не знал, что у вас есть телефон...

- Просто мне его забыли отключить, и я им пользуюсь в экстремальных ситуациях.

- И часто это бывает?

- У меня много проблем!

Такое впечатление, что Ридли Скотт и Даниэль Эспиноса при написании подобных пассажей вдохновлялись прозой Франца Кафки. Только если наш Алексей Балабанов поставил фильм по «Замку» за сущие копейки, то команде «Номера 44» потребовалось ни много ни мало 50 миллионов долларов. Видимо, основная часть этих денег пошла на гонорары Венсану Кссселю, Нуми Рапас и Тому Харди. Каждый из перечисленных оправдывает зрительские ожидания и выкладывается на все сто. Как-то даже жалко мэтров, ибо им постоянно приходится вытягивать на себе абсолютно никчемную поделку, сляпанную наспех, якобы на злобу дня. Особенно хорош Том Харди, который после монодрамы «Лок» вновь примерил на себя образ гениального неудачника, делающего все возможное и невозможное в априори безнадежной ситуации. Если все вопиющие нестыковки «Номера 44» призваны оттенить эту безысходность, то все не настолько провально, как казалось на первый взгляд.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости