Александр Ф. Скляр - «Годы и песни. Лучшее» ***
2015, «Союз Мьюзик»
Тем, кто удивится, как это у Александра Ф. Скляра нашлось аж 49 лучших песен для сборника, экс-лидер группы «Ва-банкъ» веско отвечает, что количество песен имеет символическую подоплёку: так, у пифагорейцев 47 обозначало «долгую жизнь, счастье», а кроме того, 47 – это атомный номер серебра. Если же кто-то спросит, почему Скляр говорит о сорока семи, хотя в сборнике треков сорок девять, ответ тоже найдётся: потому что лучших песен 47, а две «лишние» - это новые. Одна из этих новых, кстати, оказалась нашумевшей композицией «Миллионы (Когда война на пороге)», в которой Скляр поддержал «ополченцев» Донбасса, чем вызвал бурные дискуссии в творческой среде. По факту этот трек обозначил новую «линию фронта»: ранее в нашей стране исторически сложилось разделение музыкантов на «хороших рокеров» и «плохих попсарей», которые практически не пересекались на одних сценах и имели совершенно разные аудитории. Теперь, похоже, раздел пошёл по другим критериям: одни выступают на «патриотических» митингах, другие - на телемарафоне памяти Бориса Немцова, и вместе им не сойтись. Многим стало сложно слушать Скляра и Чичерину, и даже у аполитичной части публики эти новые реалии не получится игнорировать - хотя бы потому, что они отразятся на лайнапах фестивалей.
Некоторые уже высказались о низкой художественной ценности скляровской «Когда война на пороге». Об этом можно спорить, ибо произведение скорее публицистическое, а у них другие законы. Более того, если бы оно повествовало о Великой Отечественной войне, к тексту вообще не было бы никаких вопросов (кроме стилистических): «Когда война на пороге, не важно, воин, рабочий, поэт, у всех своё место в истории, и лишь предателям места там нет». Но ведь артист не скрывает, что написал о другом: у него «пробуждаются 300 стрелков» на войну с вымышленными фашистами, войну, смысл которой будет очень непросто объяснить следующим поколениям. А если кто-то, услышав песню, ушёл «добровольцем» и вернулся в цинковом гробу? Вы чувствуете свою ответственность перед его родными, Александр Феликсович?
Мы так много внимания уделили одной песне из сорока девяти, потому что есть основания полагать, что она останется самым ярким высказыванием в многолетнем творчестве Скляра. Среди остальных композиций переслушивать интересно от силы десять, хотя сборник иллюстрирует разнообразие музыкальных устремлений артиста в разные годы. К сожалению, иллюстрация получается не очень наглядной, так как песни не расположены в хронологической последовательности. Львиная доля композиций взята с сольных альбомов Александра Ф., хотя встречаются и песни, выпущенные под маркой «Ва-банка» (и, на мой вкус, они интереснее сольных). Занятно также отслеживать движение певца в сторону шансона - сначала в этом есть элемент игры и пародии, а потом истории про Васю-Совесть начинают звучать вполне аутентично. Слушаешь это - и не веришь, что исполнитель когда-то с энтузиазмом работал плавруком движения «Учитесь плавать» и пропагандировал развитие отечественной альтернативной музыки.
Алексей Мажаев (InterMedia)