«А зори здесь тихие…»: Лицензионная копия подвига ***
Картина «А зори здесь тихие…» выходит в российский прокат 30 апреля 2015 года. Режиссёр: Ренат Давлетьяров. В ролях: Пётр Фёдоров, Виктор Проскурин, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Агния Кузнецова и другие.
Май 1942 года. Уставшее от нарушений дисциплины вдали от линии фронта командование присылает старшине Васкову новый полувзвод – толпу юных зенитчиц. Пока старшина угрюмо привыкает к новым военнослужащим, одна из них обнаруживает в лесу фашистских диверсантов, которых нужно срочно нейтрализовать.
…Дальше всё будет как в оригинале. Вернее, как в обоих – и в повести Васильева 1962 года, и в фильме Ростоцкого 1972 года, выдвинутом, кстати, на «Оскара». 90% скопированного сценария почти не оставляют маневра для ошибок – за него можно без колебаний поставить пять. Зато 10% новаторства требуют пристального внимания.
Главная особенность новых «Зорь» в том, что они – хотя собственных сильных сторон у них мало – тем не менее, не заслуживают жестокой критики. Несмотря на то, что актёры (за исключением безотказного как АК, но, в общем, эпизодического ветерана Проскурина) поголовно «не попадают» в образы. Несмотря на неуместность неожиданно богатой обнажёнки – кадры с голыми зенитчицами в бане, в водопаде и в озере смакуются как-то слишком нарочито. Несмотря на однообразность моментов «саспенса» - все они сводятся к тому, что по кромке возвышенности идут немцы, а под их ногами застыли в укрытии наши. Несмотря на топорно вставленных в предыстории девушек-зенитчиц злобных чекистов – одной они зачем-то не дают взять в ссылку куклу, а у другой угрюмо отнимают маму и грубо упихивают в машину.
И хотя с трудом верится, что вот эта вот певица Малахова – та Женя, которая сейчас отвлечёт фрицев на себя, а вот этот небритый мачо – неказистый старшина, знакомый нам по оригинальному фильму, всё это насажено на изначально сильный сюжет и ухитряется его не провалить. Разве что несколько ослабляет.
К сильным сторонам «Зорь» стоит отнести грамотный монтаж и хорошую операторскую работу - вместе они не позволяют провиснуть весьма неспешному двухчасовому действию. Остальное за съемочную группу делает коллективная память о Великой Отечественной войне: под конец даже начинаешь живо переживать за судьбу героинь. Пусть не эти актрисы, но другие девушки, их ровесницы – сражались и погибали.
Таким образом, череды «фильмов к дате», открытой «Битвой за Севастополь» и закрытой «Дорогой на Берлин», ждущей нас в мае, новые «Зори» не испортят. И на том спасибо.
Виктор Мараховский, для InterMedia