Ройшн Мёрфи - «Hairless Toys» ****

2015, Pias

Она вернулась! Не прошло и десяти (на самом деле, восьми, а если считать прошлогоднюю ипишку с хитами итальянской эстрады, то и всего семи) лет. Она - Ройшн Мерфи, «молочная» дива танцпола, после ухода из группы так и не ставшая поп-звездой международного уровня. Хотя все предпосылки к тому имелись: богатый бэкграунд, хиты, звучащие из каждого утюга (нет, не шлягеры Moloko – на двух сольных работах Ройшн было достаточно шлягеров), именитые продюсеры, импозантная внешность, экстравагантные, способные оскорбить все скопом чувства верующих наряды, безумства на концертах – Кобейну и не снилось.

Но не срослось, да и не очень-то хотелось, как это понятно теперь задним числом. И своим новым альбомом Мерфи доказывает простой тезис: можно писать и записывать музыку, которая нравится тебе, не оглядываться на хит-парады и тень Moloko, и при этом получать высокие оценки критиков и благодарность фанатов.

На «Hairless Toys», строго говоря, нет хитов в общепринятом понимании слова. В радиоэфире, пожалуй, можно представить лишь песню «Uninvited Guest» (да-да-да, «Лекарство ты мое от скуки, ты для меня незваный гость», шутка) или 4-минутную версию первого сингла «Exploitation» (с припевом «Скажи мне, кто кого эксплуатирует?» и скрытой угрозой «Не стоит недооценивать творческих людей и то, на что они способны»).

Зато каждая первая песня (а их всего 8 – идеальное для усвоения количество) – скрытый, «спящий» хит, с помощью концертного клавишника Moloko Эдди Стивенса обернутая в несколько слоев нестандартных аранжировок в диапазоне от джаза до микрохауса.

Кстати, о микрохаусе. Первый альбом Ройшн – «Ruby Blue» - продюсировал пионер этого ювелирного поджанра Мэтью Херберт. Так вот, в деле освоения микрохауса – аудиофильского, шуршаще-шелестящего, с упором на перкуссию и джазовые щеточки – Стивенс и Мерфи перехербертили самого Херберта. В этом плане весьма показательна импровизация «Exploitation», в альбомной версии растянувшаяся на 9 с половиной минут, и «House of Glass».

Каждая композиция на «Hairless Toys» - загадка, ребус, головоломка, требующие терпеливого и вдумчивого прослушивания. Снимать слой за слоем, «раздевать» каждый трек, потихоньку подбираясь к главному деликатесу – придушенному, обещающему незамедлительную интимную близость голосу Ройшн – занятие для настоящего гурмана.

В отличие от дебюта «Ruby Blue», где Ройшн шла на поводу у маэстро Херберта и его звуковых кунштюков, и, пожалуй, слишком попсового и ориентированного на чарты «Overpowered», этот альбом – наиболее личное высказывание артистки.

Возможно также, самое гармоничное и естественное. Отказавшись от именитых продюсеров, мисс Мерфи взяла запись под свой контроль, на свой страх и риск впустила слушателя в свою голову, переполненную оригинальными идеями и неуемной тягой к экспериментам.

«Богемный синти-поп», «танцевальная музыка для взрослых», «демонстрация невероятного таланта и харизмы» - западные профильные СМИ, по большей части в восторге. А кое-кто советует открыть «бутылку красного, чтобы понять всю утонченность» новой пластинки Ройшн Мерфи, которую, как оказалось, стоило ждать все эти почти 10 (8, 7) лет.

Денис Шлянцев (InterMedia)

Последние новости