«Однажды»: Американский пирог с начинкой из ностальгии по советским временам ***
Премьера романтической драмы «Однажды» (Россия, 2015, режиссер Ренат Давлетьяров, в ролях – Юрий Дейнекин, Дарья Мельникова, Никита Калинин, Александр Мельников, Артур Мухамадияров, Михаил Тройник, Кристина Бабушкина, Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин) состоялась в кинотеатре «Октябрь» 18 мая 2-15 года.
Первый поцелуй, первая печаль, первое «прости», первая мастурбация на порнушку, первое похмелье, первая стенка на стенку, первые похороны – у героев картины «Однажды» все это случается в первый раз. На дворе начало 1970-х, вся страна и этот провинциальный астраханский городок готовятся к очередному юбилею Великой октябрьской, но вовсе не революция занимает все мысли Лешки Колядко (Юрий Дейнекин) и его школьных друзей Киселя и Демы.
В промежутках между смолением беломорин они упражняются в поцелуях… на помидорах, подглядывают за девушками в женской бане (внимание, обнаженка во весь рост!), отращивают патлы, подметают клешами пыльные тротуары, пытаются прорваться на дискотеку - в общем, ведут себя как типичные советские подростки. Однажды Лешка понимает, что влюблен в Таньку (Дарья Мельникова), но вот незадача: Танька-то из «Железки» - враждебно настроенного района. На «Железке» «так замесят, что до дому не дойдешь», как пели классики.
«Однажды», на первый взгляд, очередная картина, пропитанная ностальгией по тем временам, когда деревья были выше, трава – зеленее, мороженое по пять копеек, а раки – по пять рублей, но большие. Тренд («Стиляги», «Овечка Долли») очевиден и неоригинален, но «Однажды» подкупает своей искренностью и какой-то «негламурностью» что ли.
Герои «Однажды» - подростки, они ведут себя и разговаривают именно как подростки. Уличный сленг, присказки-поговорки, ритуальный обмен любезностями перед тем, как вступить в драку, - все это максимально аутентично и узнаваемо (при условии, что вам 30+, и вы не росли в замке из слоновой кости). Актеры потрясающе органично вписались в местный колорит (особенно стоит отметить камео Гармаша и Мерзликина), художники по костюмам поработали – не придерешься, а автор саундтрека Никола Пьовани (на минуточку, получивший «Оскар» за музыку к фильму Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна») мастерски перерабатывает незамысловатую – «на три блатных» - тему дворовой песенки.
За исключением совершенно безликого и незапоминающегося названия (2015 год на дворе, можно же придумать что-то оригинальное?!), к «Однажды» можно придраться вот еще в каком смысле. Дело в том, что за всей этой историей взросления – при всей ее сентиментальности – не стоит большая и глубокая идея, и многие, не без удовольствия посмотрев ее, в финале просто пожмут плечами. Картина прекрасна своими ностальгией, астраханскими пейзажами, точными наблюдениями, фантасмагорическими отступлениями, ну и что с того?
Если же отвлечься от претензии на «что-то большее, чем», то «Однажды» - вполне неплохой вариант для того, чтобы сходить в кино, вспомнить то, что было у каждого, сравнить и (само)иронически усмехнуться.
Денис Шлянцев, InterMedia