Сборник «Very Best of Eurovision Song Contest: A 60th Anniversary» ***
2015, Universal Music
Конкурс песни Евровидения ругают уже примерно лет 60 (столько, сколько он существует), и представленный сборник в целом позволяет оценить, за что. Я как-то в полемическом задоре написал, что за время проведения «Евровидения» победителей на нём было раз в десять больше, чем хитов. Ну, виноват, вспылил, преувеличил. Но и сами составители сборника в какой-то степени со мной согласились: в честь 60-летия конкурса они вставили в трек-лист вовсе не 60 песен, а всего-навсего 43. И хитов там больше, чем шесть, но меньше, чем могло быть. Нет Даны Интернешнл. Нет песни Димы Билана - но это бог с ней, её вполне заменяют произведения Кончиты Вурст и Эммели де Форест. Но там и «Fairytale» Александра Рыбака нет! А без неё «Very Best» никак нельзя считать полным. Какое может быть объяснение непопаданию Рыбака, если у него даже контракт был с компанией Universal (с российским отделением)? Возможно, дело в том, что австрийскому отделению Universal до российских контрактов Рыбака дела нет, да к тому же и договор тот уже не действует. О том, насколько мирно исполнитель расстался с лейблом, ничего известно не было, впрочем, какие-то выводы можно сделать из отсутствия «Fairytale» в списке песен этого сборника.
60-й конкурс песни Евровидения, недавно закончившийся в Вене, по мнению экспертов, не блистал музыкальными достижениями - все сколько-нибудь значительные песни в итоге попали в десятку. Данная компиляция доказывает, что звучала, случалось, на «Евровидении» и музыка получше - впрочем, не так уж часто. Как бы там ни было, по подборке, составленной, к счастью, в хронологическом порядке, можно судить о некоторых тенденциях развития поп-музыки в Европе за последние 60 лет. (Хорошо бы ещё выпустить такой же видеосборник: там изменения в сценических технологиях видны будут гораздо явственнее. Первые конкурсы проходили на сценах, будто бы арендованных в лыткаринском ДК, а сейчас видеотехнологии делают для участников и зрителей чудеса.)
Победители 50-х и 60-х - это такая ретро-эстрада с бабушкиных пластинок: очаровательно, но пыльно. Кстати, под напевы Лис Ассии можно представить на её месте, к примеру, молодую Эдиту Пьеху или Майю Кристалинскую, которые смотрелась бы явно не хуже. Интересно, что первый большой «евровиденный» хит «Volare» в исполнении Доменико Модуньо по сравнению с многочисленными современными ремейками звучит заторможенно раза в полтора. Номера Клиффа Ричарда и Удо Юргенса тоже недалеко ушли от подобной эстетики.
Настоящие мировые хиты на «Евровидении» стали появляться в 70-е, вместе с модой на стиль диско. Главным в списке остаётся «Waterloo» от ABBA, но и ещё несколько песен вошли в золотой шлягерный фонд и до сих пор ладно смотрятся в ретро-сборниках: это и «Save Me Kisses For Me» от группы Brotherhood of Man, название которой никто не помнит, и «Dschinghis-Khan» от группы Dschinghis-Khan, название которой никто не может написать правильно. В 80-е и 90-е началось серьёзное размежевание по жанрам, и песни «Евровидения» ни в какую из модных ниш не попали: даже Селин Дион, Тото Кутуньо и Katrina and the Waves представлены не особо внятными произведениями.
А герои «Евровидения» ХХI века почти все отличаются одной особенностью: в течение конкурсной недели и дня три после неё песня-победитель звучит везде и к ней как-то привыкаешь. Но на этом всё за редкими исключениями и заканчивается: произведения Русланы, Lordi, Лорин сегодня вспоминаются уже с некоторым трудом, хотя благодаря юбилейному сборнику мы можем констатировать, что победители «Евровидения» нового века всё же звучат интереснее, чем триумфаторы 20-летней давности.
Алексей Мажаев (InterMedia)