Захар Прилепин и «Элефанк» - «Охотник» **

2015, «Геометрия»

Литератор, который в свободное от сочинения романов время пробует себя на музыкальном поприще, был бы нам очень симпатичен. Тем более если проза его жестка и мрачна, а музыка – легка, позитивна и выглядит как способ отвлечься от литературной чернухи и гармонизировать свою жизнь. До альбома «Охотник» так и было: далеко не все из читателей Прилепина знали, что он балуется песенками. Мало кто слышал два предыдущих альбома группы «Элефанк», а услышав, удивлялся, насколько радикально его музыка отличается от его прозы. Название проекта – не только глупенькая игра слов, но и вполне точное описание стилистики: Прилепин вместе с композитором Геннадием Ульяновым действительно делали фанк, легкомысленный и местами даже нежный. Прилепин почти не пел, ограничиваясь сочинением текстов – вполне годных, кстати, хотя, повторюсь, и непохожих на его книги.

Но «Охотник» - это уже не причуды литератора, к сожалению. Это альбом общественного деятеля, попавшего в государственническую патриотическую струю и твёрдо заявляющего: своего не упущу, к распилу бюджетов готов, пусть даже моя проза превратится в бряцающую оружием и ненавистью публицистику, а мой ласковый фанк станет злобным панком. На альбоме уже почти не слышно Ульянова, который был основной движущей силой его музыкальной составляющей, но теперь там людно, будто на презентации «консервативного» телеканала «Ракета», в распределении миллиарда на который Евгений «Захар» Прилепин собирается принять самое деятельное участие. В записи «Охотника» приняли участие Константин Кинчев, Александр Ф. Скляр, Вис Виталис, Дмитрий Ревякин – то есть практически все «патриоты»-музыканты, готовые облечь свой «крымнашизм» в резкую музыкальную форму (вялых приспособленцев не звали). С такими альбомными гостями прилепинское музицирование, разумеется, уже «хобби для своих», а лишний способ отрекламировать себя в амплуа видного общественного деятеля.

У «Охотника» будет на пару порядков больше слушателей, чем у предыдущих альбомов «Элефанка». Беда только в том, что слушать всё это невозможно – даже для аудитории, разделяющей политические взгляды Захара. Вместо тихого очарования необязательного хобби на вахту заступили насупленные громогласные лозунги. Несмотря на все старания, это выглядит имитацией: у Прилепина не получается вставить в музыку больше ненависти («пора валить тех, кто говорит «пора валить»), чем уже есть в «аналитических» программах федеральных телеканалов, а главное – не получается убедить слушателя, что всё это всерьёз и взаправду. Превалирует ощущение, что литератор неубедительно играется в музыканта – и хочется отправить это шапито-шоу в театр, а лучше сразу в цирк. Или в Донбасс на гастроли.

Здесь есть треки, по старой памяти сделанные тандемом Ульянова и Прилепина, но они либо теряются в звёздности окружающих специальных гостей, либо безуспешно стараются соответствовать новой концепции «Элефанка». На прощание я ещё раз переслушал пластинку, чтобы найти там хоть одну песню, соответствующую определению «хорошая песня» (а не «ух какая прокламация» или там «ну вот здесь рифма ничего»). Поиски потерпели полный провал.

Алексей Мажаев (InterMedia)

Последние новости