«Чёрный обелиск» - «Революция» ***
2015, Creative Media
Можно было бы начать с заклинаний о том, что без Анатолия Крупнова «Чёрный обелиск» - это всё равно что «Кино» без Виктора Цоя. Но в принципе за 18 лет эти заклинания несколько истёрлись, поэтому стоит поговорить об искусстве возможного, которое демонстрирует группа, лишившаяся харизматичного фронтмена. У «Чёрного обелиска» за последнее время случались вовсе никакущие альбомы, о которых и сказать нечего, кроме строчки в дискографии, но попадались и довольно мощные работы. «Революция» относится как раз к таким; а если включать пластинку со скептическим настроем, то вам почти гарантировано приятное удивление. К слову, название диска – это не просто громкое слово. «Чёрный обелиск» здесь посвящает почти половину песен социальным вопросам, причём выглядит в этом весьма убедительно. И хард-н-хэви аранжировками отлично соответствует данной тематике, и чувствуется, что музыкантам интереснее петь про то, что задевает за живое. Предыдущие вялые альбомы, не исключено, оказывались бесцветными во многом по причине абстрактности и банальности тем. А когда поёшь про революцию, войну или плачевное состояние умов большинства соотечественников, сложно не жечь и не гореть. У «Обелиска» это здорово получается. А если бы это спел Крупнов, массы подхватили бы лозунги куда охотнее… Ладно-ладно, хватит уже об этом.
Альбом сразу берёт быка за рога, начинаясь с чеканного «Марша революции»: «Одним нужен вождь, другим нужен кумир, третьим нужен герой, чтобы вёл за собой и спасал весь мир. Потоки лживых идей захватили умы, короны бывших царей в руках у их палачей по решенью толпы». Солист Дмитрий Борисенков чуть-чуть балансирует на грани того, чтобы эти слова не выглядели пародийно, но с честью справляется с задачей. К припеву его слова начинают звучать особенно веско: «Вдыхая едкий дым, мы делаем историю, сегодня баррикады, завтра крематории. Мы строим новый мир и отрицаем прошлое, Возводя на трон нелепое и пошлое. Встать! Лечь! Лечь! Встать! Пора по несогласным начинать стрелять. Око за око, кровь за кровь, И все по кругу вновь и вновь!» На экране и на бумаге текст смотрится не очень, но вкупе с жёсткой аранжировкой песня получается очень мощной. В полном соответствии с нынешними неписанными канонами создания политических произведений «Обелиск» сочиняет вполне универсальный гимн, точнее, марш – он устроит практически все политические силы: и те, что за революцию, и те, что против, ибо там показывается, к чему приводит насильственная смена власти. И даже слово «несогласные», которое вроде бы служит определённым смысловым маячком, тоже может восприниматься двояко: мало ли, может, это несогласные с политикой «киевской хунты». Словом, отличная вещь, и по-прежнему жаль, что группы из высшей лиги обходят «стрёмные» темы стороной. «Чужие сны огромной страны, ненависть слов, проливающих кровь» - цитата из следующей не менее сильной композиции «Стой и смотри». А вот из «Круговорота»: «Играют в войну глупые дети». Старый добрый хард-рок как нельзя лучше соответствует ритму и азарту «обелисковских» текстов. Зарядившись антивоенным пафосом, группа и на другие темы начинает высказываться жёстче и интереснее: стоит обратить внимание на антисуицидальную «Душу», рок-балладу «Снег» и похоронную балладу «Смерти нет». Есть на диске и кавер-версия, сколь неожиданная, столь и звучащая в русле концепции альбома – это «Шар цвета хаки» «Наутилуса Помпилиуса».
Алексей Мажаев,InterMedia