«Пазолини»: Последние дни **

Показ биографической драмы «Пазолини» (Pasolini, Франция, Бельгия, Италия, 2014, режиссер Абель Феррара, в ролях – Уиллем Дефо, Риккардо Скамарчио, Нинетто Даволи, Валерио Мастандреа, Мария де Медейруш, Адриана Асти) состоялся 25 июня в рамках 37-го ММКФ в кинотеатре «Октябрь».

«Пазолини» - краткая (85 минут) и эффектная эпитафия Пьеру Паоло Пазолини, создателю «Декамерона», «Цветка тысяча и одной ночи», «Царя Эдипа», «Теоремы», «Сало»; поэту и писателю, журналисту и критику, политику (при жизни был активным членом итальянской коммунистической партии) и гомосексуалу. Эпитафия от Абеля Феррары («Плохой лейтенант» и «Похороны»), а это значит, что мрака, сырости и неприглядной правды жизни в ней будет предостаточно.

«Пазолини» интересен синефилам вовсе не обстоятельствами гибели прославленного режиссера – это-то как раз самое банальное в этом нетрадиционном байопике. Даже не попыткой показать Пазолини как личность - друга, сына, уважаемого гражданина своей страны, интеллектуала и радикала, защитника угнетенных и охотника за «молодым мясцом», что, в конце концов, его и сгубило. Некоторые моменты в картине (например, появление в кафе молодого Нинетто Даволи с женой и ребенком) непосвященным в детали биографии Пазолини придется гуглить.

Главная «изюминка» «Пазолини» - экранизация незаконченного сценария Пьера Паоло, выполненная в духе работ самого маэстро (в том числе, само собой, Праздник плодородия - сцена с оргией геев и лесбиянок). Рассказ-аллегория о путешествии старого Нинетто (его играет сам Даволи) и молодого (Риккардо Скамарчио) за звездой и о том, как в самом финале они оба поднимаются по лестнице в рай, но никак не могут его достигнуть.

При большом желании во все это – интервью Пазолини, его письма, размышления из дневников - можно «вчитать» множество смыслов, а из незаконченного сценария вывести всю жизненную философию маэстро, поэта и бунтаря.

Однако в сухом остатке - лишь блестящая роль Уиллема Дефо, внешне максимально похожего на Пазолини. Для преданных поклонников режиссера Феррара предлагает несколько интересных фактов, непосвещенные же попросту ничего не поймут.

Это чересчур личный фильм Феррары, в котором он пытается сформулировать свое отношение к Пазолини. Он экспериментирует с формой, безуспешно подражая мэтру. А политические взгляды, критика и предсказания режиссера, высказанные, помимо «Сало» в последнем интервью журналисту La Stampa, могут считаться пророческими, но, по большому счету, они вряд ли кому интересны за пределами Италии.

«Пазолини», благодаря своей экспериментальной, напоминающей калейдоскоп структуре, говорит много о чем, но, по сути, не дает зрителю возможности разобраться с самим Пазолини. Субъект то и дело ускользает от внимания зрителя, в то же время всегда оставаясь на виду. Если кто-то пришел в кино в надежде лучше понять мэтра, то байопик Феррары, к сожалению, в этом плохой помощник.

Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости