Сборник «50 лучших песен XXI века» ***

2015, United Music Group

Суперамбициозное название сборника не нужно воспринимать буквально. Во-первых, в число «лучших песен XXI века» не вошла ни одна песня западного исполнителя, что уже само по себе понижает доверие к вкусу составителей. Во-вторых, туда попали и некоторые композиции из 90-х. В-третьих, произведения выбирались в основном из каталога United Music Group, что отсекло и пару сотен русскоязычных претендентов на попадание. Таким образом, на сборнике с громким названием издателю нужно было под заголовком приписать мелким шрифтом «по версии UMG», чтобы обезопасить себя от придирок.

Учитывая особенности каталога United Music Group, можно было предположить, что в списке «лучших песен XXI века» окажутся представленными сплошь Стас Михайлов, Михаил Бублик и певец Артур. В принципе, если бы издатель ставил задачу потроллить слушателей, так и надо было поступить. Однако составители всё же решили подойти к вопросу более взвешенно и сделать по возможности разноплановый сборник для всеядных слушателей, очень стараясь выбрать из имеющегося списка действительно лучшие песни. Стас Михайлов, Елена Ваенга, Александр Маршал, Ирина Круг, Андрей Бандера, Рада Рай, Артур, Сергей Трофимов, Валерий Курас, Михаил Бублик здесь тоже есть, а также некие Сергей Филиппов, Семён Фролов и Сергей Дубровин, но исполняют не больше одной композиции, да и те стыдливо спрятаны подальше от начала диска.

Вообще из пятидесяти «лучших песен» где-то треть хочется поскорее перемотать, что в принципе говорит о провале всей концепции. В то же время, если представить, что в середине века кто-нибудь захочет вспомнить, что слушали его бабушки и дедушки в самом начале третьего тысячелетия, то бабушки смогут не без гордости предъявить и несколько треков из этой компиляции: «Метро» группы «Високосный год», «Вечно молодой» «Смысловых галлюцинаций», «Молодые ветра» «7Б», «Пока» Алёны Свиридовой, «Аэропорты» Леонида Агутина и, возможно, даже «Мелом» «Пропаганды» - в качестве примера привязчивого поп-трэша. Кроме того, здесь можно найти ряд крепких поп-песен (вряд ли лучшие за столетия, но демонстрирующие достойный средний уровень) и несколько композиций, после раскрутки которых шансон стал превращаться в мейнстрим, - в частности, «Курю» Елены Ваенги. Неожиданно неплохо пошёл «Лист осенний» Витаса – видимо, давно мы не слушали его фальцет.

Но вот чем составители сборника запутали будущих историков музыки – так это тем, что свалили в одну кучу поп, немного рока и всякий душевный шансон. Может создаться ощущение, что в начале ХХI века в России слушали всё подряд – и это будет правильно, только всё подряд слушали не одни и те же люди, а разные. Нельзя ставить через запятую Михаила Бублика, Ивана Дорна и Николая Трубача, а также объединять в одном сборнике песни «Вечно молодой» и «Все бабы, как бабы, а моя – богиня!» Может ведь так статься, что альбом не найдёт понимания ни у одной из потенциальных слушательских групп. Зачем поклоннице Стаса Михайлова песни Агутина, а любителю Сергея Пенкина – Валерий Курас?

Алексей Мажаев,InterMedia

Последние новости