РБК выяснил, на какие развлечения россияне тратят больше всего денег
РБК исследовал телепрограммы, концерты, постановки, книги и спортивные события, которые лучше всего продавались в сезоне-2014/15. В рейтинг вошли книги, выставки, концерты, фестивали, спортивные мероприятия, телепрограммы и постановки, имевшие самый большой потребительский успех за последний сезон — с 31 мая 2014 по 31 мая 2015 года. Господдержка, спонсорские взносы и рекламные сборы не учитывались, так что получившийся рейтинг отражает привлекательность развлечений для потребителей, а не их предпринимательский потенциал. В создании рейтинга не учитывались также расходы на посещение кинотеатров, поскольку бокс-офис кассовых лент хорошо известен, и они участвуют в собственном зачете.
За пределами киноиндустрии первые места в рейтинге сохраняют международные проекты. Четыре позиции в первой пятерке занимают прямые переложения транснациональных продуктов — мюзиклы «Призрак Оперы» (2) и «Красавица и Чудовище» (5), телешоу «Голос» (3), российский этап «Формулы 1» (4). На первом месте — «Пусть говорят» — передача, которая выходит не по лицензии, но прямо наследует знаменитым американским образчикам жанра.
Главные города для развлечений — Москва и Санкт-Петербург, на две столицы приходится 87% (55 и 32%) потребления, поддающегося локализации. Важнейшие поставщики кассовых развлечений — это Мариинка (8 строчек в рейтинге), «Первый канал» (7), Издательство «Эксмо-АСТ» (6), Большой театр (5) и «Стейдж Энтертейнмент» (4) — русская «дочка» международной компании, продюсер мюзиклов и ледовых шоу.
- Если не учитывать кино, остальные развлечения относятся к самым разным жанрам. Больше всего в рейтинге балетов (13), затем — концертов и музыкальных фестивалей (5+4), семь телепередач (включая один сериал), по шесть — выставок и книг, по два мюзикла, цирковых и ледовых представления и, наконец, гонка, опера и спектакль.
- Граждане России подтвердили свою репутацию культурных людей, половина строчек рейтинга — высокие развлечения, выставки, классические постановки и книги, - отмечает РБК. - Из шести книг, впрочем, первые три были написаны Э.Л. Джеймс: «Пятьдесят оттенков серого» и два сиквела.
Среди концертов комфортное первое место удерживает «Нашествие» (№12 в этом рейтинге), а вслед за ним идут концерты иностранных исполнителей. Самая прибыльная концертная музыка была написана десятилетия назад: Aerosmith и Black Sabbath по-прежнему собирают стадионы — как правило, «Олимпийский», единственную в рейтинге площадку для таких представлений.
- Скорее всего, наиболее популярные российские музыканты вроде Григория Лепса и Филиппа Киркорова в течение года собирают большую кассу, чем любые заезжие звезды. Но каждое их отдельно взятое выступление не может сравниться с концертом Джастина Тимберлейка или Робби Уильямса, - отмечают составители рейтинга.