Валерий Сюткин & Light Jazz – «Москвич 2015» ***
2015, Первое музыкальное издательство
При прослушивании этого альбома сложно избавиться от ощущения, что вся предыдущая творческая карьера Валерия Сюткина была лишь подготовкой к его выпуску. В самом деле, Сюткин как никто соответствовал эстетике «Старых песен о главном» даже в те времена, когда ностальгический тренд ещё не набрал силу. Даже в составе «Браво» Валерий Миладович своей манерой петь и одеваться скорее воссоздавал атмосферу киношных советских 60-х, чем музыку британских битников, за которую всегда ратовал Евгений Львович Хавтан. И от сольных рок-бэндов Сюткин плавно двигался в сторону ансамблей эстрадного джаза. На этот образ работали и вербальные таланты Валерия – его ироничные комментарии к песням наследовали традициям советских конферансье. И вот апофеоз этого движения – пластинка кавер-версий отечественных эстрадных песен 50-х и 60-х годов. Артист в своей манере отмечает, что «диск записан по законам деликатного аккомпанемента, с уважением к мастерам джаз-эстрады СССР». В записи принял участие оркестр Light Jazz, а к созданию аранжировок приложил руку джазовый музыкант Алексей Кузнецов. Согласно концепции, всем известные песни из своего детства Сюткин и новая компания исполнили в «хулиганско-дворовом», слегка панибратском, но профессиональном и уважительном духе.
«Москвичу 2015» удалось отчасти удивить подбором произведений. «Московские окна», «Подмосковные вечера», «Добрый вечер», «Август», «Почему, отчего?», «Три года ты мне снилась», «Я шагаю по Москве» и «А снег идёт» вполне ожидаемы, а вот «Ребята семидесятой широты» и «Песенка моего друга» не относятся к столь же распространённым композициям той поры. Более того, эти милые песенки о рабочем классе и вошедших в привычку ежедневных трудовых подвигах немного странно смотрятся в буржуазной эстетике джазовых ансамблей (да и поп-артисты нынешнего поколения совсем не торопятся включать их в свой репертуар, ибо в их исполнении они выглядели ещё более нелепо). Сюткина с компанией в первую очередь хотелось бы поблагодарить именно за эти – уже малоизвестные – песни.
А вот хитовые каверы, как ни странно, восторга не вызывают. Хотя, казалось бы – кому как не Валерию Сюткину представить близкое к эталонному исполнение? Столько лет подготовки, стопроцентное попадание в эстетику, отличный оркестр, в конце концов… И что в итоге? В развилке между уважением к оригиналу и желанием соригинальничать музыканты выбрали середину, но она не оказалась золотой. Песни звучат сколь мило, столь и необязательно, а Валерий Сюткин кое-где вместо голоса откровенно применяет обаяние, а такое советская эстрада терпит с трудом.
Примечательно, что через короткую паузу после финального трека «Дорогие мои москвичи» голос Сюткина произносит, обращаясь к музыкантам перед тем, как разойтись:
- Это то количество правды, которое необходимо народу, больше не надо.
С одной стороны, в этом обычная сюткинская ирония, а с другой – чистосердечное признание в том, что подход был чересчур легковесным. Ну и результат - соответствующий.
Алексей Мажаев,InterMedia