
Владимир Пресняков-старший – «Трофейный патефон моего отца» ****
2015, «Мелодия»
В преддверии 70-летия Великой Победы Владимир Петрович Пресняков вспомнил, как всем двором отмечали 9 мая в его родном Свердловске после войны. На улице ставили столы, выносили закуски и выпивку, надевали лучшие костюмы и платья, а к вечеру начинали слушать и петь знаменитые песни военных лет. Аккомпаниатором служил трофейный патефон отца Преснякова, но не только: на баяне песням подыгрывал старший брат Владимира, был ещё гитарист, а лет с 11 к брату стал присоединяться и Володя с кларнетом. «И вот сейчас, вспоминая всё это, я решил просто сыграть всё, что слышал тогда и запомнил на всю жизнь, - говорит Петрович. – Знаю, пройдёт ещё много лет, а мелодии эти будут с нашими детьми, внуками и правнуками».
В итоге получилась очень душевная подборка, вовсе не ограничившаяся только мелодиями военных лет: вместе с треками «Тёмная ночь», «Давай закурим», «Эх, путь-дорожка», «Летят перелётные птицы», «В землянке», «Огонёк» здесь есть и «Мишка-одессит», и «Песня о далёкой Родине» (сочинённая много позже дворовых свердловских посиделок Владимира Петровича), и «Потому что мы пилоты». Пресняков-старший избежал и излишнего пафоса, и упрощения этих давно ставших народными мелодий. В основе аранжировок – его саксофонные партии: на записи Владимир сыграл на сопрано-саксофоне, альт-саксофоне, тенор-саксофоне и кларнете. Авторы аранжировки братья Протченко записали остальные инструменты – от гитар и клавишных до баяна и барабанов, однако саксофоны Петровича они деликатно вывели на первый план. Поучаствовал в работе над альбомом и Владимир Пресняков-младший, но об этом ниже.
13 из 15 треков здесь инструментальные; в принципе, при желании их можно использовать для упражнений в караоке, тем более что большинство текстов все давно знают наизусть. Но нужно отметить, что русское народное пьяное караоке под этот альбом устроить не получится: душевность материала тонко сочетается с виртуозностью и деликатностью исполнения, поэтому самопровозглашённым вокалистам орать нельзя, а нужно петь точно, негромко и по возможности профессионально – чтобы соответствовать аккомпанементу. К слову, предъюбилейной помпезности празднования сборник тоже противоречит – и правильно: вряд ли собиравшиеся в послевоенных дворах победители орали антифашистские речёвки, скорее всего, они глотали скупые слёзы, вспоминая погибших товарищей. И вот это настроение диск воссоздаёт почти идеально.
Ему же хорошо соответствуют два вокальных номера в исполнении Владимира Преснякова-младшего, который поёт «Случайный вальс» и «22 июня». На первый взгляд фальцет Володи мало подходит для военных песен – но если мы хотим не греметь победными фанфарами, а подумать, вспомнить и погрустить, то приглашение сына оказывается вполне оправданным и соответствующим концепции альбома.
Алексей Мажаев,InterMedia